Расскажу, как можно наглядней – что обозначает слово «кунак» и почему этот термин так много значил для самих горцев. Обычно, на других сайтах пишут версии происхождения этого слова из разных языков и приводят цитаты знаменитых российских писателей, что часть своей жизни пробыли на Кавказе.
Суровые условия жизни в горах, сформировали особые социальные отношения, ярким примером которых является понятие «куначество». Традиции правовых обычаев между кунаками действовали по обе стороны кавказского хребта и практически не отличались друг от друга у разных народов. Вместе с общими обычаями кровной мести, адатов и аманатов – правила куначества значительно влияли на культуру и экономические отношения кавказских регионов.
Традиционно, Кавказ, это патриархальный край с формой правления «геронтократия» и при совместном решении по важным вопросам, голосовать могли только мужчины, они же джигиты и соответственно решать, кто кому будет приходиться кунаком – могли только мужчины. Для горца – кунак, это термин, объединяющий гостя, друга и родственника. Соответственно, кунаки – это мужчины, связанные между собой взаимной дружбой и добрыми отношениями. По статусу, кунак выше, чем близкий родственник.
Еще до возникновения на Кавказе письменности и появления крупных монотеистических религий, возникли традиции куначества, как свод неписаных правил. Прежде чем стать кунаками, между взаимоотношениями у мужчин должен был пройти ряд традиционных событий и должны сложиться дружеские отношения. Обычно, джигиты приезжали, друг к другу в гости, дарили подарки, занимались каким-то делом сообща, а уже потом, по «сарафанному радио», односельчане узнавали, что появились кунаки.
Как правило, кунаками становились мужчины из одинаковых социальных групп со схожими интересами и взглядами на жизнь. Но при этом, кунаки могли быть разных национальностей (очень часто) или даже вероисповеданий (не редко). Такие различия между кунаками даже поощрялись по всему Кавказу. Имея статус кунака, посторонний человек из другого народа и другой веры, мог рассчитывать на гостеприимство и свободное перемещение в этом неспокойном регионе. Такой подход благоприятствовал торговым и культурным отношениям между народами.
Жизнь на Кавказе сурова и сложна, всегда надо быть в готовности защитить свою честь, имущество и жизнь, даже в нынешнее время. А горцы всегда очень ревностно относились к своей репутации. Ни в коем случае, настоящий джигит не даст в обиду себя, своих близких или друзей. Безопасность любого гостя, который находился в доме, обеспечивал хозяин жилища, но только в пределах своего дома. А вот уже за кунака, джигит обязан был заступаться всегда и везде. Убийство кунака, автоматически означало то, что другой кунак вступал в свое право кровной мести.
Гостеприимство — куначество
Пользуясь такими мудрыми обычаями «посторонние» горцы свободно передвигались по другим регионам в своих интересах, как деловых, так и личных. При таком подходе, развивались торговые и культурные взаимоотношения между разными народами. Феномен куначества рушил барьеры и отношения между людьми.
Для кунаков, выделялось специальная комната – кунакская, в которой были наиболее комфортные условия во всем доме. Размещалось она отдельно, чтобы дорогой кунак не чувствовал себя стесненно перед хозяевами. Обычно о приезде кунака знали заранее, но при этом, в отличии от встречи обычного гостя, хозяева не выходили его встречать, все должно было выглядеть так, как если бы он приехал не в гости, а к себе домой.
Кунаки не приходили с пустыми руками друг к другу в дом, но вручать их не спешили. Это было признаком плохого тона, вроде как ты взятку даешь, чтоб лучше приняли. Дарили подарки перед отъездом. Ну а после того как кунак официально появлялся дома у своего кунака, приходили засвидетельствовать свое почтение родственники хозяина дома и другие односельчане.
Даже правила этикета приема гостя и кунака отличались. Спрашивать гостя о цели его приезда и дальнейших планах считалось не культурно. Кунака же наоборот, подробно расспрашивали. Этим самым, хозяева дома подчеркивали, насколько он им не безразличен и показывали свою готовность помогать ему во всем.
Бывало, что и давняя дружба заканчивалась внезапно, а вот куначество – это на всю жизнь, часто оно переходило по наследству. Ребенок кунака, пользовался всеми правами и привилегиями, что и взрослый, часто ездил к кунаку отца учить ремесло, отдохнуть, помочь по дому. Но это не являлось аманатом! Бывали случаи, когда после гибелей родителей, их детей воспитывал кунак. Чем больше в семье кунаков, тем большим почетом на Кавказе она пользовалась.
Трудно оценить тот вклад, благодаря которому куначество помогало не возникать конфликтным ситуациям у кавказских народов. Возвращаясь из дальних земель, кунаки служили источником новостей, коммуникаций между народами. Многие ссоры и конфликты затухали благодаря вмешательству кунаков. С середины 19 века, когда Кавказ вошел в состав России и уже правовые законы Империи стали регулировать общество, важность куначества снизилась. Постепенно стала стираться грань между терминами — кунак и гость. Кунаками стали называть знакомых из дальних краев, которые всегда могут найти в доме кров и пищу. Защищает такого кунака уже не хозяин, а правовое государство.
Со второй половины 20-го века, мобильность населения еще больше возросла. Современные дороги и доступные населению автомобили, позволяют решить текущие дела у знакомых и, не ночуя в гостях, поехать обратно домой. С одной стороны, люди стали причинять меньше неудобств друг другу, с другой – все больше стали отдаляться от хорошего и традиционного общения.
Термин кунак – и сейчас очень популярен на Кавказе. Много отелей и ресторанов названы в честь этого феномена дружбы и гостеприимства. Да и хорошие, давние друзья, именуют себя по старинке кунаками.