В большей части районов Южного Дагестана распространены надгробия в виде каменных стел. Однако, в отличие от дербентских памятников, надгробия в аулах, как правило, более приземисты по пропорциям и более плоски.
У различных народов Южного Дагестана, и даже в отдельных группах селений, существуют свои варианты формы и орнаментальной обработки надгробий, изменявшиеся во времени. Например, в конце XIX — начале XX в. в аулах Южного Дагестана все большее распространение получает дербентский тип стеловидного надгробия. Для предохранения художественной резьбы и росписи от атмосферных осадков вертикальный камень покрывают горизонтальной каменной плитой. В некоторых аулах вместо плиты памятники (обычно это надгробия XIX в.) покрываются каменными «колпаками», имеющими самую различную форму — усеченной или ступенчатой пирамиды, полукруглого завершения.
Табасаранские надгробия делятся на два основных типа — южно-табасаранский и северно-табасаранский. Для первого характерны надгробия в виде стеловидного памятника высотой 1,5-3 м, шириной 0,5-1 м и толщиной 10-20 см. С лицевой стороны на фоне резного геометрического орнамента помещается схематизированное изображение человека в виде прямоугольной ниши, соединенной «шейкой» с кругом.
Древнее надгробие южно-табасаранского типа с антропоморфной фигурой и геометрическим орнаментом было обнаружено А. Р. Шихсаидовым близ аула Архит (по аналогии с другими памятниками оно датируется XIV в.).
Примером позднейшего памятника этого типа является надгробие из аула Куштиль, где в «голове» антропоморфной схемы выбита дата: 1277 г. (1860/1861). Помимо сложного геометрического орнамента этот камень имеет внизу изображение лабиринта. Сверху надгробие было покрыто каменным «колпаком» в виде ступенчатой пирамиды. Декор другого надгробия из того же аула Куштиль представляет собой сложную орнаментальную фигуру (своеобразное стилизованное дерево в сочетании с антропоморфной схемой). Оно датируется 1247 г. (1831/1832).
Древнейшие надгробия Северного Табасарана имеют оригинальную форму — полукруглые выступы с боков и вверху, что придает им отдаленное сходство с крестом. Одно из них (аул Джули) Э. В. Кильчевская и А. С. Иванов датируют IX- X вв. Некоторые мусульманские надгробия с выступами по своим размерам превосходят большинство рядовых надгробий Южного Дагестана. Например, общая высота подобного памятника в Урге превышает 2,4 м, ширина — 1,25 м, толщина — 22 см. Фасадная сторона его украшена помимо антропоморфной схемы резными геометрическими узорами, в том числе тремя розетками (в выступах).
Один из надгробных камней с выступами (аул Джули) имеет розеточные узоры в виде «плетенки». Такой орнамент был широко распространен уже в XVII в. Памятник, относящийся к этому времени, сохранился в ауле Дарваг. Его лицевая сторона покрыта сложным (линейным и штучным) орнаментальным узором, в который вкомпонована антропоморфная схема. Позднее, уже в XIX в., орнамент «плетенка» ковровым узором покрывает всю лицевую поверхность надгробного камня. Подобные резные надгробия встречаются в аулах Ерси, Ягдык и др.
В Южном Дагестане в прошлом было широко распространено поклонение различного рода священным местам (пирам), как правило, связанным с захоронением. Однако пир может быть и не связан с могилой. Почитание священных мест отражает переплетение древних языческих верований с более поздними мусульманскими. Среди священных мест может быть и роща, и озеро, и пещера и т. д.
Например, недалеко от табасаранского аула Хустиль в горах находится священная пещера, издавна являющаяся 262 объектом поклонения. Это своеобразная естественная мечеть — пир. Вход в пещеру сделан в виде дверного проема, перед которым устроена площадка, куда ведет поднимающаяся вверх тропинка. Входной проем находится на уровне верха пещеры, поэтому по приставной лестнице приходится спускаться в первую камеру высотой около 6 м, шириной 5 м, длиной 6,5 м. Стены и потолок этого помещения неровные, пол выровнен деревянным настилом и покрыт коврами и паласами. К первой камере пещеры сбоку примыкает небольшое помещение, а в ее глубине дверной проем, через который можно попасть в нижний ярус пещеры — также по приставной деревянной лестнице. Разница уровней пола верхнего и нижнего ярусов пещеры 4,5 м. Нижняя камера завалена каменными глыбами, упавшими с потолка. Она уже первой камеры (немногим более 2 м), но выше и длиннее ее. Как рассказывают местные жители, до обвала из этой камеры можно было через отверстие в полу попасть в другие помещения пещеры.
Однако чаще всего священными местами были захоронения. Наибольший интерес с архитектурно-художественной точки зрения представляют пиры в виде мавзолеев. Мавзолеи Южного Дагестана — это, как правило, небольшие квадратные постройки, перекрытые куполом или сомкнутым сводом. Внутри мавзолея — каменные саркофаги и надгробные памятники.
За аулом Хучни на пологом склоне холма стоит мавзолей, сложенный из хорошо отесанного камня. Перекрытое сомкнутым сводом внутреннее помещение, в которое ведет входной проем арочного очертания, освещается двумя небольшими окнами. Местные жители называют этот мавзолей Башлы-пир. На камнях кладки фасада мавзолея несколько дат, ранняя из которых -1212 г. (1797-1798).
Более типичен для Южного Дагестана мавзолей с квадратным основанием и куполом вытянутых пропорций. Таков мавзолей в лезгинском ауле Орта-Стал (вблизи Касумкента). Он сложен из хорошо отесанного крупного камня на известковом растворе. Квадратное в плане помещение (почти 3X3 м), в котором находятся две могилы, перекрыто высоким куполом, завершающимся фигурным камнем. Такие же камни поставлены и по углам нижнего яруса мавзолея.
Один из древнейших мавзолеев Южного Дагестана сохранился в лезгинском ауле Карчаг (группа Дере-Кам). Нижняя (квадратная в плане) его часть слегка утончается кверху и завершается стрельчатым куполом. Наружная облицовка стен и купола выполнена из хорошо отесанного, частично даже фигурного, камня. По типу облицовка напоминает кладку дербентских оборонительных сооружений, что дает основание датировать мавзолей ранним периодом распространения ислама в этом районе Дагестана.