Полевое фортификационное сооружение Дербента

Кроме описанных выше ранних типов завершения крепостных стен Дербента сохранилось еще несколько типов, в частности, на участках, выложенных кладкой из необработанных камней. Некоторые из них можно датировать XIX в.: зубцы на стенах и башнях цитадели, бойницы для орудий на башнях городских стен, бойницы над воротами Орта-капы, Баят-капы и т. д. Другие относятся к более раннему времени — по-видимому, к XVIII веку. Среди них интересны два типа завершения — над воротами Джарчи-капы (фигурные камни стрельчатой формы образуют декоративное завершение в виде короны) и над воротами Кырхляр-капы (машикули с бойницами на консолях).

Лев над воротами
Лев над воротами

В XIX в. в течение шестидесяти лет — с момента вступления в Дербент русских войск в 1806 г. и до упразднения Дербентской крепости в 1867 г. — крепостные сооружения неоднократно ремонтировались и перестраивались. Были капитально перестроены верхние части некоторых башен городских стен в связи с приспособлением их для артиллерии, 86 полностью перестроены в 1811 г. ворота Баят-капы и т. д.

Особенно большой реконструкции подверглись стены цитадели, которые были восстановлены и завершались новыми зубцами, большей частью сохранившимися и до настоящего времени. Частично были восстановлены и городские стены; некоторые участки стен до настоящего времени сохранили зубцы XIX в.

Последний раз дербентские крепостные стены ремонтировались в 1877 г., когда Дербент, в связи с восстанием в Дагестане, был объявлен на военном положении.

В 1959 г. были начаты работы по консервации и реставрации отдельных участков стен и ворот Дербента.

Северная городская стена, начиная от железной дороги и до цитадели, сохранилась к настоящему времени почти на всем протяжении. Единственная не сохранившаяся башня этого участка Дербентской крепости — башня 31. В башне 30 имеются бойницы, вероятно, созданные в позднее время, хотя они и сделаны без нарушения древнейшей кладки, путем устройства внутри башни ниши и удаления из седьмого (по высоте) ряда наружной облицовки тычкового камня. Именно к этой башне с запада примыкает участок стены с описанными выше стрельчатыми зубцами. Башня 28 также имеет бойницы, подобные бойницам башни 30. Куртина между башнями 23 и 24 утолщена по сравнению с остальной частью крепостной стены в полтора раза. Судя по облицовке северной (фасадной) части, это утолщение относится к более позднему времени, чем сооружение всей северной стены, возможно, ко времени строительства Горной стены (обычные ряды кладки чередуются здесь с рядами, где камни положены плашмя).

Орта-Капы
Орта-Капы

Участок северной стены от железной дороги до башни 18 расположен на приморской равнине, полого поднимающейся к горам. Это и есть знаменитый Дербентский проход. Почти в центре прямого участка северной стены были устроены ворота Даш-капы; недалеко от башни 18, в конце прямого участка стены, расположены главные северные ворота города Кырхляр-капы.

Еще не так давно, когда к северу от крепостной городской стены были расположены лишь виноградники и кладбище, то есть когда городская застройка еще не выплеснулась за северную границу древнего Дербента, вся северная стена крепости хорошо просматривалась даже с большого расстояния от города. Можно представить, какое впечатление производила в свое время Дербентская крепость на тех, против кого она была возведена. Воинственные кочевые племена, стремительная конница которых беспрепятственно проносилась по бескрайним ковыльным степным просторам Юго-Восточной Европы, с вожделением мечтали о набегах на богатые страны Закавказья и Передней Азии. В какие-то моменты истории кочевые племена неудержимой лавиной устремлялись на юг, опустошая цветущие земледельческие районы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector