Внутриполитическая обстановка. Антиколониальная борьба в Дагестане в пореформенный период.
Прекращение продолжавшихся более 30 лет военных действий, ликвидация ханско-бекского управления, проведение аграрной реформы создали благоприятную обстановку для экономического, политического развития народов Дагестана. Но все это не привело, да и не могло привести к устранению социальных конфликтов в Дагестанском обществе, не ликвидировало и национальный гнет.
Верный своему классовому инстинкту царизм, будучи даже вынужденным вести, хотя и куцые нововведения, сделал все, чтобы не обидеть и не ущемить интересы местной феодальной верхушки. Аграрная и административно-судебная реформы, по существу, были проведены так, чтобы не слишком затронуть интересы феодалов. Поэтому эти реформы вызывали противоречивые отношения различных сословий, в том числе и феодальных кругов. Горское крестьянство, особенно оставшееся в зависимости, было недовольно ростом феодальной эксплуатации, увеличением податей и повинности. Это недовольство трудовых масс еще более усиливалось гнетом царских властей, произволом и лихоимством окружных и областных чинов. Недовольны были «нововведениями» царизма и некоторые феодалы, которых беспокоила перспектива вовсе потерять свои привилегии. Однако феодалы на опыте убедились, что сохранить привилегии или политическую власть они могут только с помощью горского крестьянства. Но более всего не было довольное местное мусульманское духовенство.
Стремление властей ограничить влияние духовенства, ограничить действия шариата в жизни горцев, расширить в их быту действия адата не могли не беспокоить и не раздражать духовенство. Боязнь лишиться своих привилегий и быть отодвинутым от управления ставило духовенство в оппозицию к самодержавию. Но и духовенство также хорошо понимало, что добиться желанной цели самостоятельно оно не могло и поэтому апеллировало к трудящимся горцам, призывая их выступить в защиту ислама. При этом они не оставляли мысль добиться установления в Дагестане теократического управления и играть в нем ведущую роль.
Антирусскую подрывную деятельность в Дагестане вели в это время проникавшие в область эмиссары зарубежных государств. Впервые движение за переселение населения в Турцию по северному Кавказу началось в 1859 году, сразу же после подавления движения под предводительством Шамиля, как итог развивающихся в крае внутренних отношений и внешнего влияния. Обращает на себя внимание, что жители Дагестана, где происходила многолетняя жестокая кровопролитная война, в отличие от своих северных соседей, адыгейских народов, не были втянуты в массовое выселение в Турцию.
В Дагестане сложилась несколько отличная от Кабарды ситуация. С одной стороны здесь турецкие эмиссары, проникающие на Северо-Восточный Кавказ, внушали горцам, что самодержавие насильно заставит мусульман края отречься от ислама и принудит принять христианство. И чтобы такое не случилось, эмиссары предлагали переехать в Турцию, где халиф правоверных примет каждого мусульманина и тем самым спасет их на этом свете и в загробной жизни. Эти идеи разносили и распространяли услужливые перед халифом представители мусульманского духовенства и некоторые оппозиционно настроенные царизму лица из феодальных сословий.
Значительным толчком формирования движения за переселение в Турцию имели и изменения, происходившие в социально-экономической жизни народов Кавказа. Стоило только обложить жителей Темир-Хан-Шуринского округа денежной податью, как активизировалось движение за переселение в Турцию. И все же одна из основных причин переселения горцев в Турцию кроется в политике самодержавия.
Кавказские власти не скрывали своих целей, объявляя всенародно, что «выход горцев» в Турцию не возбраняется. Все это и вызвало массовое переселение горцев, которое, в основном, совершилось в три этапа: первый — 1859-1862 годы, второй — 1863-1864, третий — 1865 год. Всего с Северного Кавказа выселилось в Турцию полмиллиона человек.
Горцев Дагестана среди них было несколько десятков тысяч. Причем поток переселенцев все более и более увеличивался. Вот почему весной 1865 года правительство султана официально объявило, что без предварительного согласования оно не будет принимать кавказских выходцев. В связи с этим царское правительство в 1867 году установило ежегодную норму выезда в размере 250 семейств. Это решение самодержавия несколько ограничило, но не было способно приостановить движение за переселение в Турцию.
Этот, крайне отрицательный, для горских народов процесс прекратился стихийно. Горцы Северного Кавказа, испытав неимоверные трудности, добравшись до Турции, поняли, что они жестоко обманулись в своих ожиданиях. Вместо обещанной им обеспеченной и свободной, жизни, они оказались в крайне тяжелых условиях, без крова и средств к существованию. Все это привело к гибели многих переселенцев. И тогда горцы упорно стали добиваться разрешения вернуться на Кавказ. Однако теперь царское правительство стало всячески препятствовать их возвращению на Родину. Но, несмотря на это, незначительная часть горцев, преодолев невероятные препятствия, смогла вернуться. Большая часть из числа оставшихся в живых осталась в Турции и стала вечными эмигрантами.