В конце XVIII начале XIX веках. Дагестан был разделен на 11 феодальных владений и более 60 союзов сельских общин, которые до недавнего времени назывались «вольными» обществами. Эти исторически сложившиеся государственные объединения продолжали жить каждый своей самостоятельной политической и экономической жизнью, хотя и поддерживали между собой самые тесные отношения. Несмотря на имеющиеся между ними различия, все же политический строй и административное управление феодальных владений и союзов сельских общин имели много общего. Поэтому мы рассмотрим их по-отдельности: феодальные владения и союзы сельских общин, феодальные владения Дагестана.
В междуречье Терека и Сулака, как и ранее, существовали 3 феодальных владения: Эндреевское, Аксаевское и Костековское. Наряду с кумыками, составляющими основную часть населения, в этих владениях проживали также аварцы, чеченцы, ногаи и горские евреи. Приморскую территорию от устья реки Сулак до реки Оросай-Булак в длину более 110 км и ширину около 60 км занимало одно из крупных и влиятельных, владений шамхальство Тарковское. Подавляющее большинство населения шамхальства составляли кумыки, но кроме них во владении проживали даргинцы, ногаи и горские евреи. В административном отношении шамхальство было разделено на бии (Буйнакекое, Эрпелинское, Баматулинекое, Карабудаякентское).
Небольшую территорию Северо-Восточного шамхальства, всего 18 аулов, населенных аварцами и кумыками, занимало Мёхтулинское ханство. Территорию к югу от реки Орасай-Булак до реки Дарбах, протяженностью более 60 километров и от Каспийского моря на запад километров на 100 занимало уцмийство Кайтагское. В нагорной части Кайтага, называемой Шубах-Кайта жили кайтаги, кубачинцы, даргинцы, в равнинной — Уаб-Хайтаг даргинцы, кумыки, терекемейцы, таты, горские евреи. Уцмийство было разделено на 10 магалов: Терекемейский, Гамринский, Харбукский, Хандакский, Каракайтагский, Ужадмильский, Девекский, Каттаганский, Ширкулаламский, Кубачинский. В Табасаране, как и ранее, существовали 2 самостоятельных майсумства и владение кадия. В административном отношении эти владения делились на следующие магалы: Майсума, Мустафы-бека, Шамхала, Али-Туль Майсума и на горный магал Дриг-Табасаран. Владения кадия делились на магалы Махтун-бека, Магомед-бека, Девек-Елиме. В самом центре Нагорного Дагестана располагалось Казикумухское ханство. В конце XVIII века его ханам удалось намного расширить свои владения, присоединив некоторые территории и часть территории Южного Дагестана, известной под названием Кюра. Поэтому владения со второй половины XVIII века стали называться Кюра-Казикумухское ханство.
Во владении, которое делилось на магалы (Кумухский, Мукарский, Вицхинский, Аштикушинский, Арчи-Шалинский, Кюринский), жили лакцы, лезгины, часть даргинцев, аварцев, агульцев и другие.
В центральной нагорной части располагалось Аварское ханство. Аварское ханство, ведя объединительную политику, сумело значительно расширить территории владений. Наибольших успехов в этом достиг Умма-хан (1774-1801 гг.), который подчинил своей власти аварский и андо-цёзский союзы сельских общин и принудил платить дань грузинского царя Ираклия II и других феодальных владетелей Закавказья. В отличие от других владений Аварское ханство делилось на бекства и 4 военных округа.
Управление феодальных владений
Во главе вышеупомянутых владений, за исключением Засулакской Кумыкии находились шамхалы, ханы, уцмии, кадии, майсумы. Власть их была наследственной. В шамхальстве, уцмийстве, владениях Табасарана власть передавалась старшему в роде правителей. И передача власти осуществлялась путем избрания шамхала в селе Тарки, уцмия в селе Башлы, в Табасаране-майсума близ села Муруф, кадия около села Хучни.
Одновременно с провозглашением владетеля утверждался и его наследник, который в Тарковском владении назывался крим-шамхал, а в уцмийстве гаттым. Титул аварских ханов и кюра-казикумухских ханов передавался по наследству от отца к старшему сыну. Все вопросы внутреннего управления и внешнеполитической ориентации и сношений решали они по своему усмотрению с помощью ближайших помощников, которые в ряде владений назывались визирами и назирами. Заметную роль во владениях Дагестана играло и местное мусульманское духовенство. Главный кадий владения решал все вопросы по духовным делам, завещаниям и так далее руководствуясь нормами шариата. Исполнителями решений центральных властей были отряды дружинников (нукеров).
Биймекствами, магалами управляли бии в шамхальстве, беки во владениях Кайтага, Табасарана, беки и родственники ханов или их ставленники-в Кюра-Казикумухском и Аварском ханствах. Сельское управление осуществляли «выборные» или назначенные владетелем старшины, которые назывались по-разному. В шамхальстве — жарты, в уцмийстве — кевхи, в Аварии — чухби или адилзаби (блюстители порядка), в Казикумухе — куначу. В каждом селении для разбора дел по шариату являлись кадии и их помощники — будуны. Решения сельских властей приводили в исполнение тулгаки, юзбаши, чаущи, бегавули и другие.
Владения Дагестана не имели регулярной армии, но во всех владениях в мирное время имелись отряды дружинников числом от 50 до 300 и более воинов.. В случае внешней опасности владетели набирали ополчение.