Последствия арабского завоевания для Дербента

Ислам сыграл важнейшую роль в истории многих народов. Зародившаяся в Аравии и распространившаяся в ходе арабских завоеваний; новая монотеистическая (единобожие) религия, со своеобразной системой этико-правовых представлений и религиозно-политических институтов, породила новую высокоразвитую культуру, языком которой стал арабский, а идеологической основой — ислам.

Старинная Дербентская мечеть
Старинная Дербентская мечеть

Став «мусульманским городом» на стыке исламского мира и территорий «дар аль-харб» (араб. «Территория войны», т.е. немусульманские страны), Дербент на несколько столетий превратился в важный военно-политический и культурный центр на Восточном Кавказе, откуда новое, вероучение, а вместе с ней и арабо-мусульманская культура, распространялась на север Прикаспия и в горные районы Дагестана. Не случайно центральные ворота в северной стене города, через которые отряды газиев уходили на «джихад», получили у арабов название «Баб аль-Джихад» (Ворота священной войны за веру).

Джихад — священная война мусульман с врагами ислама.

Исламизация города привела к налаживанию торгово- экономических, политических и культурных связей со странами Арабского халифата, а позже — огромного мусульманского мира. Благодаря этим связям здесь, шел процесс ускоренного утверждения влияния высокой, в тех исторических условиях, арабо-мусульманской культуры и научно-философской мысли. Уже в VIII веке Дербент превращается в один из крупнейших городов Кавказа, важным военно-административным, торгово-ремесленным, транзитным, идеологическим и культурным центром. По своей величине, значению в сфере торговли, ремесла и культуры, влиянию на присоединение новых земель и владений он стал вровень со многими крупными городами Халифата.

Резко изменилось и этническое лицо (состав населения) города. Арабский военачальник Маслама поселил в городе 24 тысячи воинов (семей) из Аравии. Город был разделен на 6 частей, где арабы были поселены по племенно: выходцы из Дамаска, Палестины, Сирии, Иордании, Ирака и Анатолии (Малая Азия). В каждом квартале была построена мечеть и одна большая соборная Джума-мечеть. Прибывающие из Аравии арабы-эмигранты, вытесняя местное население, большой массой заселяли город.

Таким образом, арабское население обосновалось здесь не просто как военный контингент, а как постоянные жители, с семьями. Город был полон «гази» (борцы за веру), «муттави» (добровольцы), «курра» (чтецы Корана) и «гураба» (пришлые), вся деятельность которых была направлена на защиту интересов ислама и распространения этого вероучения на новые территории.

Мечеть Джума
Мечеть Джума

И этот контингент арабского населения в городе постоянно увеличивается. Так, по сведениям арабских историков, халиф Абу Джафар (754-775 гг.) «…велел выпустить семь тысяч узников из тюрем и собрать в разных областях много воинов, которых он отправил против хазар, присоединив к ним рабочих и строителей. И построили они город Камах, аль-Мухаммадию (ныне Гимейди), Баб-Вак (ныне Дарваг) и другие города, которые он обратил в опорные пункты для мусульман и куда поселил воинов». Халиф Харун ар-Рашид (786-809 гг.) для укрепления Дербента распорядился выпустить из тюрем одиннадцать тысяч заключенных для пополнения гарнизона Дербента, а из Сирии и Месопотамии около семи тысяч мусульманских семей переселил в возведенные вблизи Дербента крепости: Камах, Бильгади, Дарваг и др.

Эти мусульмане прибыли в Дербент со своими семьями. Дербент становится постепенно городом, где преобладало арабское население. Однако в связи с ослаблением Арабского халифата (IX в.), а затем и его распада (X в.), вновь значительно возрастает роль тюркского элемента в регионе и роль арабов в городе заметно снижается. На смену арабам вновь приходит тюркский этнос, который растворяет в себе арабское население города и прилегающих к нему территорий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector