Проникновение христианства в Дербент

В Дербенте, как и во всей Кавказской Албании, христианство имело распространение с древнейших времен.

По сообщению албанского историка VII века Моисея Каланкатуйского, христианство здесь стали проповедовать еще во II веке, и первым проповедником христианства был святой Елисей, который «…был рукоположен (возведен в религиозный сан) первым патриархом Иерусалима… Он начал свои проповеди в Чога (одно из древних названий Дербента) и привлек много учеников во многих различных местах, заставив их познать спасение».

Христианская церковь
Христианская церковь

Однако проповедническая деятельность святого Елисея закончилась трагически. Он был побит камнями, не признававшими новую веру.

Ряд других исторических хроник сообщают о проповеднической деятельности в Дербенте в IV веке «апостола Варфаломея» и основоположницы христианства в Грузии святой Нины. (Апостолы — бродячие проповедники христианства).

Однако распространение христианства в начальный период встречал сопротивление, как части населения, так и местных правителей. Так, прибывший в Дербент в 342 году внук первого католикоса Армении святого Григория проповедник Григорис был вначале радушно принят царем маскутов Санатруком, а затем казнен им.

Однако новое вероучение все настойчивее утверждалось в регионе. Даже всесильные цари Ирана были не в состоянии противостоять этому. Так, известный приверженец зороастризма (огнепоклонничество), царь Йездигерд II (439-457гг.), начал насильственно насаждать в своих Закавказских сатрапиях зороастрийскую веру и приказал разрушить все построенные здесь церкви. Подобное насилие вызывало недовольство коренного населения, что привело к крупному антииранскому восстанию, которое с трудом удалось подавить, и Иездигерд вынужден был заявить: — «Кто чему пожелает поклоняться, — пусть поклоняется».

Однако давление Ирана на христианство было еще достаточно велико, что привело к новому антииранскому восстанию в 461 году под руководством самого албанского царя Ваче II. И только при последнем царе Кавказской Албании Вачагане III (487-510гг.), получившем прозвище «благочестивый», в Кавказской Албании отмечается строительство многих церквей.

После смерти Вачагана III Иран ликвидировал в Кавказской Албании царский титул и установил власть персидских наместников (марзпанов). Однако это не привело к распространению здесь господствующего в Персии зороастризма. Албанские князья, находящиеся в вассальной зависимости от Сасанидских царей Ирана, сохраняют свою приверженность христианству.

Особой мощи христианская церковь Кавказской Албании достигает, когда во главе её становится Тер-Аббас, а после его смерти Виро.
В этот период влияние и власть церкви настолько усиливается, что она начинает активную деятельность даже за пределами Кавказской Албании, среди северокавказских тюрко-язычных народов — гуннов и савир, обращая их в христианство.

Господствующее положение в Кавказской Албании христианство сохраняло и в последующие периоды, вплоть до проникновения сюда в VIII веке арабов.

В V-VII веках Дербент выступает как один из главных христианских центров не только Кавказской Албании, но и всего Восточного Кавказа. Здесь находилась резиденция главы христианской церкви Кавказской Албании, «патриарший престол».

Конец христианству в регионе положили хазары, твердо укрепившиеся здесь в VI-VII вв., и окончательно — арабы, проникшие сюда в начале VIII века.

Христианство вновь вернулось в Дербент спустя 1200 лет, с присоединением города к Российской империи в 1806 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector