Святыня Джум-Джум (XI Век) — саркофагные надгробия

У южной городской стены, между воротами Кала-капы и Баят-капы, находятся десять саркофагообразных надгробий. Это группа могил Джум-Джум. По преданию, здесь захоронено Семейство одного из древних правителей — царя этих земель Джум-Джум. Размеры надгробий неодинаковы: пять больших (длина 3 м, ширина 0,7 и высота 1 м) и пять малых, примерно вдвое меньше размером. На торцах и боковых сторонах хорошо сохранились выбитые куфические надписи.

На восточной продольной стороне надгробия написано: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Эта могила Махмуда Абу-л-Хасана, сына убитого на пути Аллаха в 469 г. хиджры (1076-1077 гг.)».

Кладбище
Кладбище

На западной продольной стороне: «Да помилует его Аллах, да увеличит Аллах (помилование) ему и его потомкам. Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад — посланник Аллаха».

На южной стороне: «Боже, когда ты соберешь первых и последних, то прости твоего раба, бедного обладателя этой могилы!».

На северной стороне: «Да помилует его Аллах! Четыреста шестьдесят девятый год».

О погребении упоминают в своих трудах многие авторы. Среди которых Березин Илья Николаевич, рассказывающий со слов местных жителей о том, что «могила принадлежит арабскому вождю Джамджамаху, жившему до и победившему грузинского царя Арчиля».

Азербайджанский историк А.К.Бакиханов в 1841г. сообщает о Джум-джуме нижеследующее: «В незавидных стихах на персидском языке от неизвестного писателя говорится, что Иисус Христос, увидев однажды гнилой человеческий череп, желал узнать кому оный принадлежал и потому попросил бога воскресить его; когда же это было исполнено, то воскресший сказал, что он был очень могущественный царь язычников, и за грехи свои перед богом, страдает в аду; чтобы загладить молитвами и добродетелью прежние свои заблуждения он просил Христа дать ему снова жизнь и дозволить начать второй период оной на земле, что и было исполнено; после чего он умер с теплою верою в бога и благочестием».

Кладбище Кырхляр
Кладбище Кырхляр

Говорит о захоронении и Н.В.Ханыков: «Несмотря на то, что имя Джюм-джюма нигде не упоминается в этой надписи, предание, так же упорно теперь, как и при Олеарие, привязывает это имя к этой гробнице, так что мы должны искать в ней по крайней мере потомка этого славного мужа. Но можно ли думать, что он есть тот султан Чюмче, имя которого сохранилось в списке пятидесяти шахидов, напечатанном профессором Казем-бек Мирза Мухаммед Али Хаджи-Касым-оглы на 152 странице его превосходного перевода Дербенд-Наме? Не думаю. Из этой же книги (стр. 41, 48 и 49) знаем мы, что побоище, покрывшее поля Дербенда трупами шахидов, происходило в 41 или 42 году гиджры; надпись же нашей гробницы показывает, что ретивого предка покойника, положившего кости свои за исламизм, надобно искать в третьем поколении от Махмуда, которого прах покоится под камнем, так что предположив даже почти невозможное, чтобы все представители этого семейства умирали на 100 году от рождения, только едва-едва дойдем до царствования Гарун- аль-Рашида, и никак не до 41 года гиджры, ни до царствования первого халиф из рода Бени-Умейя, так что одно из двух: или в списке пятидесяти шахидов соединены имена поборников ислама, павших неодновременно, и, тогда, может быть, султан Чюмче был убит в начале IV века гиджры; или предание неправо».

С исторической точки зрения эта надгробная надпись представляет интерес, прежде всего, как один из ранних мусульманских памятников в Дербенте и как указание на религиозные войны в Дагестане, жертвой которых оказался в 1076-77 г. погребенный здесь Махмуд. Заметим, что это было время сельджукской оккупации Дербента. Судя по богатому надгробию, Махмуд принадлежал к влиятельным людям. Но так как надпись не содержит ни этого имени, ни какого-либо намека на связь с существующей легендой, то последнюю нужно считать таким вымыслом, который оказался привязанным к этой могиле в более позднее время.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector