Тайны даргинской вышивки — орнамент поражающий воображение

Эти странные узоры, плавные, неровные контуры орнаментов поражают воображение своей таинственностью. Рогообразные, геометрические, солярные, астральные знаки сплошь покрывают ткань.

орнамент на даргинском ковре
Джигиты, орнамент на даргинском ковре

Встречаются в них и сильно стилизованные образы животных и людей. Изготавливались эти восхитительные панно в сёлах Гапшима, Мегва. Шукты, Танты, в сёлах Сюргинского участка Цугни, Нахки, Наци, Тузла, Кассагу, Хартли Акушинского района, а также в сёлах Кайтага — Баршамай, Карацан, Джавгат и многих других аулах. Вышивки представляют собой прямоугольные куски домотканой материи размером приблизительно 50 х 100 см. обычно хлопчатобумажной, очень редко — шёлковой, расшитой способом «вприкреп» разноцветными шёлковыми нитками. Как образцы текстильного искусства экземпляры вышивок находятся в Музее народов Востока и Государственном историческом музее в Москве, Музее этнографии и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

О них, как об интересных произведениях искусства, писали уже в начале 50-х годов XX в. учёные из Москвы Е. М. Шиллинг, 3. В. Кильчевская. А. С. Иванов. Но они просто отмечали их внешние особенности и локализовали вышивки только в сёлах Кайтага, где они побывали. Так, с лёгкой руки Э. Кильчевской, за ними закрепилось название «кайтагские», хотя великолепные образцы вышивок в большом количестве изготавливались и в сёлах Верхнего Дарго. Общепризнано: вышивок с такой архаичной системой знаков-символов нет нигде в мире. В 1993 году английский этнограф опубликовал в Лондоне великолепно иллюстрированный каталог «Кайтаг. Текстильное искусство из Дагестана». После выставок, организованных Р. Ченсинером в Англии, Америке. Франции и Северной Африке, у зарубежных коллекционеров интерес к вышивкам резко возрос, а высокие цены на них послужили причиной того, что вышивки из Дагестана стали известны почти во всём мире. Наблюдателя удивляет бесконечное разнообразие композиционных вариантов на небольших панно, в которых отразилось миропонимание и мироощущение горянок Дагестана. Эти изысканные, трудоёмкие вышивки, датируемые в искусствоведческой литературе XVIII — началом XX века передавались в даргинских семьях строго по мужской линии. Если в семье рождался сын, родители должны были обязательно приготовить для него такую вышивку.

Считалось, что в орнаменте вышивок заключена мужская сила. В села Гапшима Акушинского района вышивки использовались чаще всего как покрывало на традиционную горскую люльку — «сири». Перекинутая через люльку, вышивка магической силой своего орнамента защищала ребёнка во время сна от сглаза или от злых духов -«джиннов». Рисунок вышивки всегда обращали внутрь: он не предназначался для всеобщего «пустого» любования, его использование было строго ритуальным, сакральным. В сёлах Сюрги (Акушинский район) вышивки были крайне важным элементом даргинской свадьбы. Так за день до свадьбы родители невесты заворачивали в вышивку (опять рисунком внутрь) её украшения и отправляли в дом жениха, а в брачную и последующие ночи вышивку клали рядом с молодыми во избежание негативного влияния на них со стороны злых духов. Иногда вышивкой покрывали и сундук с приданым невесты. В иных селениях вышивки использовались и по печальному случаю — в похоронном обряде.

Варианты узоров на Даргинских коврах
Варианты узоров на Даргинских коврах

На вышивку клали одежду умершего, вокруг садились женщины и произносили какие-то особые магические формулы. Зафиксированы факты, когда вышивка, покрывающая лицо покойника, сопровождала хозяина до самой могилы: в данном случае таинственный орнамент должен был облегчить его участь в мире теней. Существует множество локальных названий даргинских вышивок: «БелкIун гIянила»- расписанная подушка; «ДяхIличе буршан» — покрывающая лицо; «Ардугелла гIянила» — подушка каждой ночи.

Эти переливающиеся яркими восхитительными цветами шёлка изделия даргинских мастериц, охраняющие ребёнка в первые годы его жизни, приводящие в дом жениха спутницу жизни и провожающие человека в его последний путь, поражают своей загадочной красотой — красотой, которую в традиционном даргинском обществе человек мог видеть лишь изредка, в особые ритуальные дни. Упрятанные в глубине сундуков, они извлекались на свет и раскрывались, чтобы помочь человеку в самые ответственные периоды его жизни. Вообще, даргинские вышивки в дагестанском народном искусстве — явление неординарное. Языческий, магический характер их орнамента чрезвычайно любопытен. Всё в вышивке кажется донельзя простым, примитивным. Но эти нехитрые комбинации многочисленных знаков-символов орнамента свидетельствуют: наши далёкие предки по-особому понимали окружающий мир. были ближе к Природе, умели видеть в ней то, мимо чего мы сегодня проходим равнодушно. Связь наших предков с Природой и их зависимость от неё была велика, магические представления и суеверия сильны. Даргинские вышивки — яркий пример такого диалога. В них мы видим отражение художественного вкуса даргинских мастериц, имеющих особую психологию и мироощущение. Эти шедевры воскрешают не только язык, но и мысли прошлых поколений.

Ссылка на основную публикацию