Эти странные узоры, плавные, неровные контуры орнаментов поражают воображение своей таинственностью. Рогообразные, геометрические, солярные, астральные знаки сплошь покрывают ткань.

Встречаются в них и сильно стилизованные образы животных и людей. Изготавливались эти восхитительные панно в сёлах Гапшима, Мегва. Шукты, Танты, в сёлах Сюргинского участка Цугни, Нахки, Наци, Тузла, Кассагу, Хартли Акушинского района, а также в сёлах Кайтага — Баршамай, Карацан, Джавгат и многих других аулах. Вышивки представляют собой прямоугольные куски домотканой материи размером приблизительно 50 х 100 см. обычно хлопчатобумажной, очень редко — шёлковой, расшитой способом «вприкреп» разноцветными шёлковыми нитками. Как образцы текстильного искусства экземпляры вышивок находятся в Музее народов Востока и Государственном историческом музее в Москве, Музее этнографии и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
О них, как об интересных произведениях искусства, писали уже в начале 50-х годов XX в. учёные из Москвы Е. М. Шиллинг, 3. В. Кильчевская. А. С. Иванов. Но они просто отмечали их внешние особенности и локализовали вышивки только в сёлах Кайтага, где они побывали. Так, с лёгкой руки Э. Кильчевской, за ними закрепилось название «кайтагские», хотя великолепные образцы вышивок в большом количестве изготавливались и в сёлах Верхнего Дарго. Общепризнано: вышивок с такой архаичной системой знаков-символов нет нигде в мире. В 1993 году английский этнограф опубликовал в Лондоне великолепно иллюстрированный каталог «Кайтаг. Текстильное искусство из Дагестана». После выставок, организованных Р. Ченсинером в Англии, Америке. Франции и Северной Африке, у зарубежных коллекционеров интерес к вышивкам резко возрос, а высокие цены на них послужили причиной того, что вышивки из Дагестана стали известны почти во всём мире. Наблюдателя удивляет бесконечное разнообразие композиционных вариантов на небольших панно, в которых отразилось миропонимание и мироощущение горянок Дагестана. Эти изысканные, трудоёмкие вышивки, датируемые в искусствоведческой литературе XVIII — началом XX века передавались в даргинских семьях строго по мужской линии. Если в семье рождался сын, родители должны были обязательно приготовить для него такую вышивку.
Считалось, что в орнаменте вышивок заключена мужская сила. В села Гапшима Акушинского района вышивки использовались чаще всего как покрывало на традиционную горскую люльку — «сири». Перекинутая через люльку, вышивка магической силой своего орнамента защищала ребёнка во время сна от сглаза или от злых духов -«джиннов». Рисунок вышивки всегда обращали внутрь: он не предназначался для всеобщего «пустого» любования, его использование было строго ритуальным, сакральным. В сёлах Сюрги (Акушинский район) вышивки были крайне важным элементом даргинской свадьбы. Так за день до свадьбы родители невесты заворачивали в вышивку (опять рисунком внутрь) её украшения и отправляли в дом жениха, а в брачную и последующие ночи вышивку клали рядом с молодыми во избежание негативного влияния на них со стороны злых духов. Иногда вышивкой покрывали и сундук с приданым невесты. В иных селениях вышивки использовались и по печальному случаю — в похоронном обряде.
На вышивку клали одежду умершего, вокруг садились женщины и произносили какие-то особые магические формулы. Зафиксированы факты, когда вышивка, покрывающая лицо покойника, сопровождала хозяина до самой могилы: в данном случае таинственный орнамент должен был облегчить его участь в мире теней. Существует множество локальных названий даргинских вышивок: «БелкIун гIянила»- расписанная подушка; «ДяхIличе буршан» — покрывающая лицо; «Ардугелла гIянила» — подушка каждой ночи.
Эти переливающиеся яркими восхитительными цветами шёлка изделия даргинских мастериц, охраняющие ребёнка в первые годы его жизни, приводящие в дом жениха спутницу жизни и провожающие человека в его последний путь, поражают своей загадочной красотой — красотой, которую в традиционном даргинском обществе человек мог видеть лишь изредка, в особые ритуальные дни. Упрятанные в глубине сундуков, они извлекались на свет и раскрывались, чтобы помочь человеку в самые ответственные периоды его жизни. Вообще, даргинские вышивки в дагестанском народном искусстве — явление неординарное. Языческий, магический характер их орнамента чрезвычайно любопытен. Всё в вышивке кажется донельзя простым, примитивным. Но эти нехитрые комбинации многочисленных знаков-символов орнамента свидетельствуют: наши далёкие предки по-особому понимали окружающий мир. были ближе к Природе, умели видеть в ней то, мимо чего мы сегодня проходим равнодушно. Связь наших предков с Природой и их зависимость от неё была велика, магические представления и суеверия сильны. Даргинские вышивки — яркий пример такого диалога. В них мы видим отражение художественного вкуса даргинских мастериц, имеющих особую психологию и мироощущение. Эти шедевры воскрешают не только язык, но и мысли прошлых поколений.
- Орнамент на даргинском ковре
- Узоры на Даргинских коврах