Укрепления «длинные стены» в прикаспийском проходе

Прикаспийский проход уже в первые века до новой эры рассматривался как важный стратегический рубеж на торговом пути из Юго-Восточной Европы в Переднюю Азию.

Особенно возросло стратегическое значение этого прохода, когда к северу от него появились сильные племена, сначала гуннов (IV в.), а затем хазар, которые совершали опустошительные набеги в Закавказье и Переднюю Азию.

На Прикаспийской низменности (в пределах Дагестана и Азербайджана) сохранилось несколько древних оборонительных укреплений, перегораживавших проход вдоль берега моря.

Дербент гравюра древнего Дербента
Дербент гравюра древнего Дербента

Е. А. Пахомов, обследовавший в 1925-1932 гг. остатки оборонительных линий южнее Дербента, высказал интересную гипотезу о существовании в прошлом как бы единой линии оборонительных сооружений на евроазиатском континенте, делившей его на две части — северную (населенную кочевниками) и южную (земледельцы). На этой границе шла борьба кочевых и оседлых народов, причем последние защищали свою территорию, создавая в дополнение к горным хребтам искусственные оборонительные линии. При этом особое внимание обращалось на создание «длинных стен» в горных проходах. Если нанести на карту такие построенные в различное время и различными государствами «длинные стены» и валы, как римский вал от Рейна до Дуная, ряд византийских стен на Балканском и Крымском полуостровах, стены: абхазскую, закатальскую, дербентскую, закаспийскую, семиреченские, китайскую и другие, то образуются как бы звенья одной цепи.

План древнего Дербента
План древнего Дербента

В Прикаспийском проходе первая линия укреплений (считая с юга) находится в пределах Азербайджана у горы Беш-Бармак, отстоящей от моря на 1,75 км. У подножия горы сохранились развалины крепости, от которой к морю идут два параллельных глиняных вала (остатки стен), достигающих у берега высоты 2,5-3 м. Расстояние между валами около 220 м, вблизи берега моря они соединены между собой поперечным валом.

Вторая линия укреплений (севернее первой) начинается в 5 км к северу от устья реки Гильгин-чай. Сохранился вал, идущий от берега моря в сторону гор. Это остатки стены со следами башен из сырцового кирпича. Стена оканчивается в районе предгорий у большой прямоугольной крепости. Далее по направлению к горам — второй участок стены (доходящей до горы), за которой по краю ущелья Гильгин-чай сохранились остатки укреплений; далее идет каменно-кирпичная стена, заканчивающаяся расположенной на скале крепостью Чирах-кала. Общая длина Гильгинчайской оборонительной системы около 30 км.

Лepx, проезжавший по Прикаспийскому проходу в середине XVIII века, сообщает о существовании южнее Дербента третьей древней («античной») оборонительной линии (севернее Самура, у устья Рубаса) в виде высокого вала от моря до гор и показывает ее на помещенной в его книге карте где-то в районе городища Торпах-кала.

Об одной из линий укрепления южнее Дербента («стены, спускающиеся с гор до моря») рассказывает Гильом де Рубрук, проезжавший по Прикаспийскому проходу в 1253 г.

Четвертая линия укреплений в Прикаспийском проходе — это Дербентская оборонительная система.

Существовали оборонительные линии, перегораживающие Прикаспийский проход и севернее Дербента. Об одной из них, расположенной в 6-7 км севернее станции Огни, сообщает Е. А. Пахомов.

Еще одна оборонительная линия существовала в нескольких километрах южнее нынешней Махачкалы, но севернее Тарков — одного из древнейших аулов Дагестана. Эта стена изображена на рисунке в книге Лерха, где говорится что это очень сильно разрушенная древняя стена из дикого камня, идущая от Каспийского моря до гор длиною в две версты, шириною в сажень. Вал в этом месте показан и на одном из планов Петровска (ныне Махачкала), снятом в XIX в.

Ссылка на основную публикацию