Значение присоединения Дербента к России

История древнего города (учебное пособие) Авторы: Гусейнов Гусейн-Бала Яхъяевич, Пашабекова Севиль Гусейнбалаевна

К моменту присоединения Дербента к России, когда-то могущественный и процветающий город, имел жалкий вид.

Один из участников похода Глазенапа писал: «Любопытный путешественник, желая осмотреть древности города ничего не найдет в нем, кроме жалких следов опустошения, временем и рукою человеческою причиненного: всюду развалины, всюду груды камней, полуразвалившиеся башни н дикою травою обросшие руины бывших огромных зданий».

Дербент, залив
Дербент, залив

Торговля, главнейшая статья экономики города, была в упадке. Основным занятием населения было разведение шафрана, который, однако, не имел широкого рынка сбыта. Виноградарство было в зачаточном состоянии, так как вина из него не производили.

Присоединение Дербента к России сыграло большую роль в укреплении его экономики и развитии культуры. Дербент был подключен к системе, набиравшей силы российской промышленности, что положительно сказалось на состоянии его экономики. Кроме того, уровень социального и экономического развития России был значительно выше, чем господствовавших в этом регионе на протяжении веков Персии и Турции. Патриархально-феодальная сущность этих стран сковывала развитие производительных сил Дербента.

Окончательное присоединение Дербента к Российской империи полностью ликвидировало также угрозу нападения на него иноземных захватчиков и феодальных междоусобных войн.

Присоединение Дербента к России сыграло большую роль в укреплении его экономики и развитии культуры. И хотя город оставался на правах колонии, в его развитии наметились определенные положительны сдвиги. Это объясняется тем, что уровень социального и экономического развития России был значительно выше, чем господствовавших в городе на протяжении веков Персии и Турции. Патриархально-феодальная сущность этих стран веками сковывала рост производительных сил города, тормозила развитие его культуры.

К этому времени основой экономики города продолжала оставаться торговля. Из Астрахани и Кизляра привозили в город сукно, красильные материалы, сахар, шелковые и хлопчатобумажные изделия и т.д. С горных районов Дагестана на Дербентский рынок поступали шерстяные бурки, мёд, свежие и сушеные фрукты, коровье масло, гончарные изделия, кубачинское оружие и многое другое.

Из традиционно местных производств в Дербенте продолжало оставаться возделывание винограда и шафрана.

Марена. О дикой марене собираемой в этих местах и вывозимых в другие страны, вплоть до Индии, сообщают почти все древние авторы.

В конце XVIII века Дербентский житель Кербалаи Гусейн начал опыты по культурному возделыванию марены. Предание гласит, что дважды брошенные им в землю семена гибли, и только на третий раз ему улыбнулась удача. Если учесть, что с момента посева и до окончательного созревания корней проходило не менее 8 лет, то можно представить, сколько труда и времени было затрачено на опыты по возделыванию этой ценной сельскохозяйственной культуры.

С этого времени, хотя главным занятием населения города продолжало оставаться возделывание шафрана и винограда, все большее внимание привлекает к себе производство марены

В начале XIX века, в связи с бурным ростом в России хлопчатобумажного производства, возрастает потребность в красителях, которые в основном ввозились из Европы. Дешевый и более качественный краситель из Дербентской марены привлекает внимание фабрикантов России.

Производство марены становится очень прибыльным. Марену называют «красным золотом». Оставляя свои прежние занятия, разведением марены занимаются большинство жители города. Другие отдают свои земли в аренду под плантации марены на очень выгодных условиях. Для работы на мареновых плантациях привлекаются большое число горцев. Порою на плантациях марены работают рабочие из горных районов Дагестана, численность которых превышает все городское население в 4-5 раз. Если за 15 лет (1830 -1845 годы) производство марены увеличивается в 2 раза, то в следующие 20 лет — уже в 5 раз. Мареноводство почти полностью вытеснило традиционное для города садоводство, виноградарство и хлебопашество.

Однако в началу 70-х годов XIX века в Европе изобретается дешевая анилиновая краска, получаемая из каменного угля. Спрос на Дербентскую марену резко падает. В течение только одного 1873 года цена на Дербентскую марену снизилась в 2,5 раза, что привело к полному краху дербентских мареноводов.

В отчете Дербентский градоначальник генерал-майор Комаров писал: «…Единственная отрасль сельского хозяйства — мареноводство, обеспечивающая средства существования местного населения и представляющая значительный заработок нескольким тысячам дагестанских лезгин, стекавшихся для ежегодных работ на плантациях марены. представляет в настоящее время более прискорбное безвыходное положение населения. По отсутствию должного спроса на марену цены на неё упали до крайне убыточных размеров, засеянные в громадных размерах плантации остаются неубранными…».

Ночной ДербентЗатратив все свои сбережения на посевы и обработку маренных плантаций, значительная часть городских жителей впала в нищету.

Обедневшее население города постепенно продавало земли, чем лишали себя последнего средства к существованию.

Кризис подорвал не только экономику города. Около 40 тысяч человек, приходивших на заработки из горных районов также остались без средств к существованию.

Промышленность. Наряду с сельским хозяйством в городе начинает развиваться и промышленное производство. В 1832 году в Дербенте действовало 4 небольших завода по производству виноградной водки, несколько десятков мелких винных производств и 8 мукомольных мельниц. Кроме того, в городе имелись около 100 различных кустарных мастерских, где работали медники, оружейники, кузнецы, ювелиры, сапожники, портные и др.

Однако, некоторые изделия местных кустарных производств не выдерживали конкуренции с дешевыми привозными товарами фабричного и заводского производства и поэтому кустарные ремесла постепенно приходили в упадок.

В 1850 году в городе уже действовало 17 промышленных производств, в том числе, 3 винокуренных, 5 мыловаренных, 3 красильных, 1 кирпично-известковое и 5 мельниц. Однако все они были мелкими заводиками или цехами, на которых работало в общей сложности 31 рабочих. Численность ремесленников достигало свыше 200 человек.

Промышленное производство в городе, хотя и медленно, но продолжает развиваться. Так, в 1864 году в городе была построена фабрика для переработки марены в крапп. Это было первое в Дагестане крупное предприятие обрабатывающей промышленности. В 1872 году в городе начала работать первая в Дагестане паровая мельница, в 1873 году табачная фабрика, в 1879 году — паровой виноградо-водочный завод, а в 1891 году в городе уже действовало 3 подобных паровых виноградо-водочных завода. Только за 5 лет (1873-1878 годы) производство продукции на предприятиях города выросла в 1,5 раза.

К концу XIX века Дербент становится крупным рыбопромышленным центром Дагестана. Вдоль берега моря, между реками Рубас и Дарвагчай были расположены 17 частных рыболовных промыслов. В городе действуют акционерные общества «Рыбак» и «Рыбное товарищество», консервный и холодильные заводы. Во время лова каспийской сельди (залом) в Дербент стекаются тысячи рабочих, много промышленников и торговцев рыбой. Выловленная и обработанная рыба по морю, а позже и железной дорогой отправляется в центральные районы России.

Железная дорога. Большую роль в развитии экономики города сыграло строительство железной дороги.

Сооружение линии Петровск (Махачкала) — Дербент закончилось в октябре 1898 года. 25 октября в 13 час 20 минут, разукрашенный флагами и гирляндами цветов первый пассажирский поезд под звуки военного оркестра подошел к перрону Дербентского вокзала. Поезд встречала огромная толпа горожан во главе с руководством города. Среди почетных гостей был и военный губернатор Дагестанской области князь Барятинский.

27 августа 1899 года была официально открыт участок железной дороги Дербент-Баку.

На первом пассажирском поезде Петровск — Баку, с множеством сопровождавших лиц проехал наместник на Кавказе князь Г.С. Голицын с супругой, о чем телеграфировал императору Николаю II (1894-1917 гг.). В ответной телеграмме говорилось:

Железная дорога намного увеличила возможность вывоза продукции не только из Дербента, но и всего Южного Дагестана. Это способствовало развитию промышленности, сельского хозяйства и ремесленного производства края.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector