Адам Олеарий (1638 год) — рисунки, описание города и жизни населения

Адам Олеарий, посетивший Дербент в 1638 г. в составе посольства герцога Шлезвиг-Гольштинского Фридриха в Московию и Персию, в своей книге публикует карту Каспийского моря, дает подробное описание Дербента и рисунок общего вида города. Это первое известное изображение Дербента.

Адам Олеарий
Адам Олеарий

«Дербент, — пишет Олеарий,- тянется своими постройками в длину с запада на восток на полмили, а в ширину с севера на юг от одних ворот до других всего 450 шагов… Он простирается от гор до моря, так что волны иногда бьют высоко о стены, а то и ударяют в них сверху. Город этот, таким образом, замыкает путь, идущий между морем и непроходимыми горами, и является здесь как бы ключом и железными воротами персидского царства… Никто не может пройти в этой местности, не заходя в этот город.

…Обе стены (северная и южная. — С.Х.) одинаково высоки и широки, а сложены из многих квадратных камней объёмом в 4 и 6 кубических фута. Все эти камни… были, как бы слиты исключительно из мелких разбитых раковинок (ракушечник. — С. X.). На стене… над воротами на длинном камне были высечены три строки по-сирййски, а в другом месте была арабская надпись и еще чуждые письмена, довольно неясные вследствие древности. Я весьма точно срисовал город, чтобы здесь воспроизвести. В нем различаются три части. Высшая из них — это замок на горе. Здесь живет наместник; это часть была вооружена пушками и 500 солдат из двух племен: осурумлу и койдурша. Средняя часть востока населена персами; позади она сильно опустошена… Нижняя часть востока длиною в 2000 простых шагов совершенно лишена домов и имеет лишь немного садов и пашен. Как они говорят, она была населена греками, вследствие чего и по сию пору именуется Шахер-Юнан — «городом греков».

Обе стены стоят на скалах, как ведь и все побережье у Дербента исключительно скалистое, так что корабельщикам здесь останавливаться неудобно и опасно». Повыше города через горы была построена стена толщиною в три фута, которая тянулась до Понта (Черного моря). Помимо стен в верхней части города были устроены на холмах особые укрепления, которые были заняты солдатами. Одним из достопримечательных мест города является погребение Джум-джума, о котором горожане рассказали следующее: «Эисси (так персы и турки называют господа Христа), проходя однажды этим местом, увидел лежавший здесь череп мертвеца. Так как он желал узнать, что это был за человек, то он попросил бога, чтобы тот оживил его. Бог услышал молитву Эисси (он много значил у бога) и оживил человека. Эисси спросил, кто он такой. Тот отвечал: „Я Джум-джуме, богатый царь этих земель. У меня был пышный двор, и всего было вволю; соли ежедневно уходило в пищу — груз сорока верблюдов. У меня было 40000 поваров, 40000 музыкантов, 40000 мальчиков с жемчужинами в ушах и столько же других слуг «… Потом Джум-Джуме спросил: «А ты кто и какова твоя вера?» Христос ответил: „Я Эисси и владею единою спасающею религиею». Джум-Джуме сказал: „В таком случае и я приму твою религию». Но в то же время он попросил Эисси, чтобы тот вновь позволил ему помереть, так как, оставшись без страны и людей, как того легко было ожидать, он не хотел более жить. После этого Эисси вновь позволил ему помереть, и он здесь теперь похоронен. На этой гробнице, недалека от городской стены, стоит большое старое дерево и сложена из камня в 5 локтей вышиною и в 8 локтей диаметром площадка вроде сцены, к которой ведут ступени»

Среди других мест погребения есть еще особое окруженное стеною, где лежат рядом друг с другом сорок огромных надгробных плит. Персы это место называют «джилтенан», а турки и татары — «кярхлер». Здесь, как говорят, погребены 40 князей, святых мужей, погибших в битве против неверных. Жители ежедневно приходят сюда молиться.

Землянка Петра I
Землянка Петра I.
Гравюра по рисунку П. Бланшара. XIX в.

В городе нет, как утверждают некоторые писатели, христиан; здесь живут лишь магометане и иудеи. Здесь нет особой торговой деятельности.

Первое издание книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» вышло в свет 1647г., где помещен рисунок Дербента с одной поперечной стеной.

Во втором издании книги, вышедшей в 1656 г., рисунок был заменен новым, где изображены уже три поперечные стены, одна из которых (по берегу моря) — деревянная.

С. О. Хан-Магомедов пишет: «А. Олеарий на своем рисунке делит Дербент на 5 частей: 1) цитадель с плотной застройкой, над которой возвышается минарет, «здесь живет наместник; эта часть вооружена пушками и 500 солдатами»; 2) примыкающая к цитадели верхняя населенная часть города, ограниченная с востока каменной стеной; здесь выделяются крупные постройки — карван-сарай и Джума-мечеть; 3) начинающая застраиваться средняя часть города, также отделенная с востока каменной стеной; 4) совершенно недостроенная нижняя часть города, отделенная от моря деревянной стеной с надвратной башней в центре (Олеарий пишет, что эта часть «имеет лишь немного садов и пашен»); 5) наконец, прибрежная полоса без каких-либо строений».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector