Горная стена

Горная стена (тюрк. Даг-бары) является основной частью дербентских фортификационных сооружений. Составляя вместе с укреплениями Дербента единый оборонительный комплекс, который позволял Сасанидам (династия правителей Персии в 224-651 годах), а позднее арабам не только надежно перекрывать Прикаспийский путь, но и закрывать обходные горные дороги, контролируя при этом все внутренние коммуникации региона. Древние авторы, сообщая о главном творении знаменитого Сасанидского шаха Хосрова I Ануширвана (531-570 гг.), называют «Великую твердыню», которая одним концом уходила в море, а другим — далеко в горы.

Фрагмент стены
Фрагмент стены около села Камах

Именно об этой «дивной стене», сооруженной на сложном горном рельефе, «…между горой Кавказом и Великим морем Восточным (одно из названий Каспийского моря), для построения которой цари персидские изнурили страну нашу (Кавказскую Албанию), собирая архитекторов и, изыскивая разные материалы», сообщает албанский историк VII в. Моисей Каланкатуйский. Видимо, для возведения этой «длинной стены» Хосров I Ануширван собрал, согласно легенде, «10 тысяч воинов, 6 тысяч мастеров и 300 архитекторов» и для руководства строительством сам прибыл в Дербент.

Вышедшие в этот район в VII-VIII вв. арабы, под огромным впечатлением от увиденной здесь грандиозной каменной стены, также сообщают о ней как о детище «благословенного душой Хосрова», имя которого для Востока является синонимом великолепия и славы.

Позже, в связи с ослаблением Хазарского каганата, против которого Сасанидские цари возводили дербентские «длинные стены», распадом Арабского халифата, чьи северные границы Дербентская крепость несколько веков надежно охраняла, и превращением Дербента в самостоятельное феодальное образование — Дербентский эмират (X в.), роль грандиозной пограничной стены Даг-бары утрачивается. С этого времени значительную роль в сложной и насыщенной событиями истории Дербента начинают играть городские стены и цитадель.

Оказавшееся практически ненужной, мощнейшее оборонительное сооружение — Даг-бары постепенно рушится. И уже вместо восторженных сообщений арабских авторов VII-VIII вв. о поражающем воображение чуде древности, встречаются лишь краткие упоминания о «…стене уходящей в горы», а авторы XIII-XV вв., и вовсе не упоминают о ней, а главным детищем Сасанидского царя Хосрова I Ануширвана называют сам город.

Так, видимо, знакомый с сообщениями ранних арабских источников, автор начала XII в. Аль-Андалуси говорит о Горной стене в прошедшем времени, как о древнем сооружении, возведенном для защиты от исчезнувших хазар.

Последнее, окончившееся неудачей, нападение хазар на Дербент произошло в 903 году.

Европейские же авторы (Рубрук — 1253 г., Контарини 1475 г., Котов — 1623 г., и др.) подробно описывая городские фортификации, ничего не сообщают о Горной стене.

Сопровождавший Петра I в Персидском походе (1722 г.) Д. Кантемир, осмотрев ближайший к городу участок Горной стены, отмечал, что она представляет собой развалины и лишь некоторые башни с воротами (особенно в долинах) целы.

Еще через сто лет, отбывавший в Дербенте ссылку (1829-1833 гг.) декабрист А. Бестужев Марлинский писал, что за Джалганским хребтом стена находится в полуразрушенном состоянии.

Сегодня Даг-бары практически полностью разрушена, и о её протяженности и конструкции можно судить лишь по сообщениям древних авторов, повествованиям европейских путешественников XII-XV вв., планам и чертежам, составленным русскими авторами в XVIII — начале XIX вв., а также по фрагментарным остаткам некогда грандиозной оборонительной стены.

Даг-бары начинается от юго-западного угла цитадели Нарын-кала и по южной бровке ущелья, окаймляющего цитадель с севера и запада, поднимается в горы, на гребень возвышающегося над городом Джалганского хребта и уходит дальше в глубь гор, максимально используя рельеф и перекрывая горные проходы в направлении север-юг.

Горная стена (Даг-бары)
Горная стена (Даг-бары)

Остатки Даг-бары прослеживаются на расстоянии почти 40 км, до селения Хапиль (Табасаранский район).

Примерно такую же длину Даг-бары называют ряд арабских авторов IX-X вв., которые сообщают, что она «…тянется на 7 фарсахов (1 фарсах = приблизительно 6-7 км) по лесистой местности и обрывистой горе, через которую не пройдешь».
О том, что Даг-бары тянулась до «… укреплений по имени Табасаран» сообщает и Масуди (IX в.), хотя отдельные источники сообщают несколько преувеличенную длину Даг-бары — 40 фарсахов.

Адам Олеарий (1638 г.), опираясь на местные сведения, называет цифру 50 миль, а некоторые авторы пишут уже, что стена тянется «до Чёрного моря», «до страны иберийцев (Грузия)» и т.д. Так, видимо, повторяя услышанные в городе предания, русский купец Ф. Котов (1623 г.) тоже писал: «…И от того города Дербента стена была каменная через горы в Черное море».

Даг-бары сложена из таких же крупных блоков ракушечника, и точно по такой же технике, как и городские стены и стены цитадели. На всём своём протяжении она дополнительно укреплена системой фортов и полуфортов, что усиливало её мощь. Еще Аль-Истахри (X в.) писал: «…От того города (т.е. Дербента) по направлению к горам много укреплений из камня, так, что через эту гору невозможен доступ к городу».

Форт фортификационное сооружение впереди крепости.

У А. Бестужева-Марлинского читаем, что эти форты «… разной величины — от 120 до 80 шагов длиною, шириною всегда менее, иногда с четырьмя круглыми наугольными башнями, иногда с шестью». Он же сообщает, что в каждом форту были тайные ходы к родникам.

Побывавший в Дербенте в 1842 году, профессор Казанского университета И.Н. Березин писал: «… Эта стена тянется с некоторыми интервалами, произведенными рукою времени, (т. е. подверглось разрушению) по Табасаранской долине, на пространстве десяти верст, потом поднимается по холмам и исчезает в дальней синеве гор…Странные извилины стены происходят от местного направления гор: всех укреплений (фортов) на этом пространстве, составляющей по прямой черте 80 вёрст (1 верста = 1,07 км), сохранилось 43».

По сообщению Аль-Истахри (X в.) «…на горах Баб аль-абваба крепости, построенные хосроями (т.е. персами). В крепостях живет народ, приставленный для охраны этих дорог, по которым хазары ходят (войной) в земли исламские». У Масуди (IX в.) читаем, что Хосров Ануширван «…сообразно с дорогами сделал железные ворота и поселил там… народ, обязанный охранять эти ворота».

По сообщению Якуби (X в.) «…на протяжении 7 фарсахов устроено 7 проходов. Над каждым проходом повешены ворота».

Ибн-Хордадбех (X в.) пишет о 13 крепостях, не считая Дербента, а Аль-Истахри (X в.) — о четырнадцати.

Эти поселения (или их остатки), расположенные вблизи Даг-бары, сохранились до наших дней. Следуя от Дербента, они расположены в следующем порядке — Пир-Демешк (у местного населения Пирамешки), Митаги, Камах, Зидьян, Бильгади (в арабских источниках Баб аль-Хадид, т. е. Железные ворота)у Гимейди (в арабских источниках Мухаммадийа), Дарваг (в арабских источниках Баб-Вак, т.е. Ворота в горы), Зиль, Татиль и Хапиль.

Некоторые исследователи к военным поселениям, охранявшим подступы к древнему Дербенту, относят также
Джалган, Мугарты и Рукель (в арабских источниках Рукланд).

Вид на крепость со стороны городских магалов
Вид на крепость со стороны городских магалов

О жителях этих военных поселений, как о переселенцах из Персии и Аравии, сообщают многие древние легенды и письменные источники. Так, одна из легенд о сооружении дербентской стены Хосровом Ануширваном повествует, что шахин-шах Хосров, построив великую стену и, повесив на ней железные ворота, поручил охрану их воинам из своего племени (т.е. персам). Аль-Истахри (X в.) пишет: «…И живут в них (воинских поселениях) люди из Мосула (город на севере Ирака), Дияр-Рабия и Сирии. Они известны под именем этих племён и арабский язык сохраняется из рода в род. Над ними нет никакого начальника, и они наблюдают над Баб аль-Абвабом». Якуби (X в.) сообщает, что в годы правления халифа Мансура (754-775 гг.) близ

Дербента было построено три города для арабов: Камах Мухаммадийа и Баб-Вак.

У четвертого от цитадели форта, в 2-х км от города, со хранились остатки селения с арабским названием Пир-Демешк (Святой Дамаск). Здесь, кроме кладбища в вид каменных саркофагов (подобие надгробий на захоронении «Кырхляр»), сохранились развалины домов и действующий до настоящего времени источник воды. Селение было заброшено в середине XIX века из-за разразившейся здесь чумы.

Ибн ал-Азрак, сопровождавший в 1154 году грузинского царя Дмитрия в поездке в Дербент, встретил в районе) Даг-Бары местных арабов, которые, сохранив свой язык и обычаи, жили в двух городках среди гор, по их словам около 500 лет, пользуясь благосклонностью и покровительством дербентских эмиров. (В описываемый период Дербент был независимым феодальным образованием — эмиратом).

По свидетельству русских авторов жители селения Камах еще в конце XIX века говорили на арабском языке. Жители же селения Джалган и селения Митаги до сих пор говорят на одном из диалектов персидского языка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector