Литература, просвещение и наука

Просвещение: мактабы и медресе

В первой половине XIX века, как и в предыдущие годы в Дагестане, продолжало функционировать большое число мусульманских школ: начальных — мактабов и школ многолетнего обучения — медресе. По существу, не было ни одного селения, в котором не существовала бы школа при мечети. А в крупных торгово-ремесленных центрах существовало даже несколько школ.

Дербент макет города
Дербент макет города

В примечетских мактабах в основном обучали Корану, а также письму, основанному на арабской графике. В медресе же, представляющих как бы средне-духовные заведения, кроме Корана, изучали арабскую грамматику, географию, логику, право и другие науки. Окончившие медресе усовершенствовали свои знания, продолжали учебу самостоятельно, переходя от одного учителя к другому.

Это было очень трудное и сопряженное со многими сложностями занятие. Только немногим удавалось преодолеть невероятные трудности и лишения, закончить полный курс обучения арабскому языку, истории, философии, географии, астрономии и другим наукам.

Открытие светских школ

Первым учебным заведением, открытым в Дагестане в 1837 году было Дербентское городское училище. Позже, в 1842 году, в Петровске открылось частное училище. Но дети горцев Дагестана в них еще не обучались. Поэтому в Дербенте было открыто специальное мусульманское училище, в которое были приняты несколько детей состоятельных даргинцев, аварцев, кумыков и табасаранцев.

В 1855 году мусульманское училище из Дербента было переведено в Темир-Хан-Шуру. В эти же годы несколько школ было открыто для детей офицеров и чиновников из Ашперонского полка в Темир-Хан-Шуре, Самурском, в Дешлагаре (ныне Сергокала) и при Дагестанском конном полку в Дженгутае.

С образованием Дагестанской области были открыты ряд сельских школ в Ахтах, Кумухе. Чир-юрте и других местах. Понятно, что этих школ было совершенно недостаточно для многонационального Дагестана. И, тем не менее, надо признать, что открытие светских школ было важным положительным явлением в жизни народов Дагестана.

Литература и наука

Если бы понты светились в Дагестане ночь бы не наступала
Если бы понты светились в Дагестане ночь бы не наступала

В XIX веке происходило становление письменной художественной литературы, в которой ведущее место занимала поэзия. Основоположником кумыкской поэзии является Ирчи Казак (1830-1879), уроженец Муслим-аула, лезгинской — Етим Эмин (1839-1878), из селения Ялцуг, даргинской — Омарла Батырай (1831-1910) из села Урахи.

Поэтические произведения классиков дагестанской литературы отличаются яркостью и законченностью образов, строгостью форм и богатым языком. В их стихах, насыщенных глубокой мыслью, воспевается нелегкий, но благородный крестьянский труд, высмеиваются феодалы и сельские богатеи. «Хорошо тебе жить — не тужить, гордец» — писал Етим Эмин, обращаясь к богатею. Надменному феодалу противопоставляется честный и благородный труженик. Огромной популярностью до настоящего времени пользуются сжатые, но глубокие мысли, образные и искренние лирические песни.

Наука

В первой половине XIX века заметное развитие получила историческая наука. В 30-х годах XIX века дербентский ученый Мухаммед Хайдар Визиров написал большое по объему историческое исследование, посвященное героической освободительной борьбе народов Дагестана с Надир-шахом. Рукопись книги автор в 1836 года передал для публикации, но она, к сожалению, осталась не изданной. В эти же годы в Дербенте изучением истории Восточного Кавказа занимался корреспондент Казанского университета Мулла Таги. В 1948 году в издававшейся в Тбилиси газете «Кавказ» на русском языке была опубликована очень ценная работа Д. М. Шихалиева «Рассказ кумыка о кумыках». В ней сжато освещалась история кумыкского народа, была дана обстоятельная картина сословно-поземельных отношений между кумыками.

В середине XIX века был написан ряд исторических исследований, посвященных народно-освободительной борьбе горцев под руководством Шамиля. И среди них труды, не потерявшие и в наше время своего научного значения: «Сказание очевидца о Шамиле» Али-Гаджи Нахибашева из Чоха, «Хроника о дагестанских войнах» Мухаммеда Тахира ал-Карахи, «Воспоминание о борьбе горцев под руководством Шамиля» Абдурахмана Казикумухского.

В 1859 года в Петербурге было опубликовано ценное сочинение «Мюридизм и Шамиль» Мирзы-Казим-бека. Чуть позже увидело свет философское произведение шейха Джамалутдина Казикумухского «Адабул Марзия». Воспоминанию основ кавказского тариката посвящено было сочинение М. Магомедханова «Истинные и ложные последователи тариката». В первой половине XIX века ученые Дагестана значительных успехов достигли и в других отраслях знаний. Заметный вклад в дагестанское языкознание внесли М. Хандиев, А. Омаров и А. Черкеевский. Будучи преподавателем Новочеркасского училища, М. Хандиев составил аварскую азбуку и хрестоматию на аварском языке.

Разносторонне образованным был для своего времени Абдулла Омаров. Он перевел с арабского на русский язык несколько сочинений дагестанских ученых, собрал и издал на русском языке «Казикумухские (лакские) народные сказания». Значительна роль в изучении аварского языка и А. Черкеевского.

Изучение Дагестана русской наукой

Большая роль в изучении природных богатств, истории культуры народов Дагестана принадлежит русской науке. Продолжая начатое еще в XVIII веке изучение российского края, Академия наук организовала на Кавказ несколько экспедиций.

Начиная с 1800 г. Северо-Восточный Кавказ обследовав член-корреспондент Академии наук, биолог и врач X. X. Стивен. В 1825-1826 годах в Дагестане работал естествоиспытатель, академик Э. И. Эйхвальд. В 1833 топографические съемки в Дагестане проводил Ф. И. Гейне. В эти же годы изучением истории и быта народов Дагестана занимались И. Н. Березин, О. Евецкий.

Археологическими изысканиями и сбором этнографического и языкового материала занимался Н. М. Муравьев. Большой интерес для изучения истории и этнографии Кавказа имеют сочинения декабристов А. А. Бестужева-Марлинского, А. О. Корниловича и другие. Ценные сведения об истории, этнографии, о социальном строе содержит двухтомное сочинение С. Броневского «Новейшие географические и исторические известия», изданное в 1822 году в Москве.

Особое внимание русская историческая наука уделяла исследованию истории народно-освободительной борьбы горцев под руководством Шамиля. Этой теме посвящены многотомные сочинения русских историков. Многое сделала русская наука в пореформенный период и в изучении языков Дагестана.

Знаменитый языковед П. К. Услар исследовал и описал аварский, даргинский, лакский, лезгинский и табасаранский языки. Изучением недр, флоры и фауны Дагестана занимались выдающиеся ученые-академики Г В. Абих, Д. Н. Анучин и другие. Огромную роль в распространении научных и медицинских знаний сыграли знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов, врачи И. С. Костемировский, Э. Р. Гольблат и другие.

Учебное пособие История Дагестана
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector