Мемориальные сооружения, исторические памятники Дербента

Древние кладбища примыкают к Дербенту с севера и юга. Мусульманское захоронение обычно имеет вид каменной плиты или саркофага, у одного из торцов которого ставится вертикальная каменная стела высотой до 3 м. Стела выполнена из единого, хорошо отесанного камня, сверху она округлена или завершается каменным колпаком в виде пирамиды той или иной формы. Поверхность камня покрывается резным орнаментом, надписями и рисунками (на мужском захоронении изображают оружие, коня и т. д., на женском — кувшины, бусы и др.). Резьба, как правило, ярко раскрашивается, однако с течением времени памятник утрачивает цвет.

Кладбище Кырхляр
Кладбище Кырхляр

Каменные надгробия стоят века, поэтому старые дербентские кладбища занимали большие территории. Еще в XV в. Контарини был удивлен их обширностью. В Дербенте, писал он, «огромнейшее, я бы сказал — предельное количество могил». На надгробных памятниках вырезаны даты в мусульманском летосчислении. Наиболее древние из обнаруженных дат относятся к XI в.

Древнейшие мусульманские надгробия Южного Дагестана представляют собой полые внутри саркофаги слегка стрельчатой формы. Они устанавливались на могиле в направлении восток — запад. Именно такие надгробия (арабского типа) показаны на рисунке Адама Олеария на кладбище к северу от Дербента. Среди захоронений этого типа можно выделить два, пользовавшихся в прошлом особым уважением местного населения и являвшихся местом паломничества.

Первое из них — группа могил Кырхляр (сорок, сороковик) на северном кладбище Дербента. По преданию, в них похоронено сорок мусульманских воинов, погибших в борьбе с хазарами в 662 г. — во время одного из первых походов арабов в Дагестан.

Об этом захоронении как об одной из достопримечательностей Дербента сообщают многие авторы. Федот Котов, посетивший Дербент в 1623 г., писал, что захоронение «огорожено каменными плитами» и что «сорок мучеников … лежат каждый в своей гробнице и на них положено по большому белому камню с вырезанной надписью. Здесь над гробницами выросло три деревца».

Адам Олеарий сообщает, что на северном кладбище Дербента несколько тысяч надгробий в форме полуцилиндров длиной более человеческого роста, на которых высечены арабские и сирийские надписи. «Среди других мест погребения еще особое, окруженное стеною, находилось в сторону моря. Здесь лежали рядом сорок подобных длинных, огром- ных надгробных плит и были водружены многие флаги … персы и татары ежедневно приходят сюда молиться».

На гравюре в книге Олеария группа могил Кырхляр показана в виде прямоугольного участка с надгробиями, огороженного невысокой стеной с высоким порталом — входом.

Писали о Кырхляре и многие авторы XVIII и XIX вв.: А. И. Ахвердов, Корнелий де Бруин, Стрюйс и другие.

Могилы Джум-Джум
Могилы Джум-Джум

В настоящее время Кырхляр представляет собой часть северного кладбища, обнесенную каменной оградой из хорошо отесанных камней. Огороженный участок состоит из двух примыкающих друг к другу длинными сторонами прямоугольников с внутренними размерами 12,7 X 17 м и 4 X 8,5 м. В пределах большего отсека расположено в три ряда сорок древних надгробий. В меньшем отсеке — один ряд из восьми надгробий.

По-видимому, к древнейшему кладбищу, где было похоронено сорок воинов, позднее добавили еще ряд захоронений (на вопрос Гмелина, почему могил больше сорока, местные жители ответили, что в последующем здесь хоронились благочестивые люди). Надгробия Кырхляра представляют собой саркофаги, состоящие из монолитных (выдолбленных внутри) камней стрельчатой, но сглаженной временем формы. Длина наиболее крупных надгробий достигает 3,2 м, высота — 0,8 м, ширина — 0,7 м, толщина — 10-12 см. На ряде надгробий видны следы полустертых надписей в виде горизонтальной ленты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector