Дагестане немало сокровищ, как природных, так и рукотворных. У нас конечно нет россыпей драгоценных камней, алмазных и золотых рудников. Зато наш край богат шедеврами прикладного искусства и знаменит всемирно известными шедеврами древней архитектуры.
Но все же больше всего в Стране Гор всегда ценилось старинное оружие.
В Дагестанском музее изобразительных искусств в тишине хранилищ коротают свой век помнящие бурные годы образцы дагестанского огнестрельного оружия — пистолеты, ружья, пищали. В своей жизни мне не раз приходилось держать в руках разные виды современного оружия: автомат Калашников, пистолеты Макаров и Стечкина, снайперские винтовки, карабины. Но ни одно современное оружие не вызывает такого чувство благоговения какое испытываешь прикасаясь к старинным экспонатам в наших музеях. Старинные стволы приковывают к себе взгляд еще на расстоянии — плавные формы мерцают, переливаются золотом и серебром причудливые узоры насечки по металлу. Когда берешь в руки такое оружие, то чувствуешь дыхание времени. Каждый экземпляр старинных ружей довольно тяжелый — весом не менее 8 кг, ствол бывает длиной более 1 метра, к ложу прикрепляется металлическими ободками. Приклад то миниатюрный, то наоборот массивный, но всегда имеет изысканную форму.
Но, конечно, самое главное достоинство оружия — его изумительная отделка. В отделке оружия горские мастера проявляли необычайно тонкий художественный вкус, который до сих пор изумляет ценителей прикладного искусства. Как правило, при отделке оружия для украшения использовали растительные орнаменты, так как шариат запрещал изображение живых существ. Узор на металле выглядит живым. Рисунок не схематичный, он повторяет все изгибы и природные особенности образца — будь-то тонкая ветвь дерева или роскошный цветок. Причем все эти элементы украшения не оставляют впечатление вычурности, и смотрятся органично. Узор и механические детали оружия — ствол, курок, замок затвора составляют единое целое.
В XVII-XIX вв. не только в Дагестане, но и на всем Кавказе выделялись два центра производства огнестрельного оружия — Харбук и Кубачи. Эти аулы Кайтаго-Табасаранского общества располагаются рядом друг с другом, поэтому вполне естественно, что между ними произошло разделение труда. В Харбуке, где было найдено месторождение железной руды, изготовляли пистолетные и винтовочные стволы. Кубачинцы их покупали, производили все остальные части оружия, а также собирали и украшали его. Предприимчивые кубачинцы прекрасно понимали, насколько дороже будет стоить оружие после отделки, которой они владели в совершенстве.
Уже в XVIII веке производство готового огнестрельного оружия в ауле Кубачи осуществлялось в больших объемах. Оно не только обеспечивало внутренний рынок, но и поставлялось за пределы Дагестана. Кубачи называли «Дагестанской Тулой». В наши дни дагестанское старинное оружие может стать очень ценным лотом на любом престижном аукционе по распродаже антиквариата. Частные коллекционеры и спекулянты устроили настоящую охоту за предметами дагестанской старины, особенно относящимися к периоду Кавказской войны. По словам Светланы Алиевой, работника музея изобразительных искусств, ведущего эксперта по старинному оружию в нашей республике, за любую вещь, принадлежащую имаму Шамилю, богатые собиратели исторической старины готовы выложить не менее миллиона долларов. Естественно, это раритеты, каждый из которых на особом счету экспертов. Но и другие, менее редкостные вещи той эпохи, могут оцениваться суммой в несколько тысяч или даже десятков тысяч долларов. Ведь за рубежом очень велик интерес к истории Кавказа, кроме того, что сам по себе кинжал или пистолет, изготовленный известным мастером, имеет большую художественную ценность. Такие суммы кого угодно сведут с ума.
Дагестан стал местом охоты на антикварные вещи. Экземпляры, имеющие хоть какую-то ценность, зачастую скупаются всевозможными спекулянтами и нередко исчезают в неизвестном направлении. Как говорит Светлана Алиева, ведущий эксперт республики по старинному оружию, мы столкнулись с реальной опасностью утраты этого исторического богатства. Ранее основными собирателями редкостных и ценных экспонатов прошлого были республиканские государственные музеи — музей изобразительного искусства и краеведческий музей. Раз в месяц собиралась закупочная комиссия и определяла, какие предметы необходимо приобрести. Музейные коллекции постоянно пополнялись.
Но за последние 10 лет Дагестанским музеем изобразительных искусств приобретено всего 294 экземпляра подобных вещей. Работу по учету и сохранению дагестанского старинного оружия затрудняет то, что до сих пор не проведено серьезной научно-исследовательской работы по его описанию и систематизации. Хотя нашему старинному оружию посвящены целые разделы в трудах ведущих российских и мировых экспертов. Тем не менее, нет ни одного отдельного крупного научного труда на эту тему. Наши ученые-историки проявляют к этой теме практически полное равнодушие.
Поскольку этот культурный клад не оценивается должным образом у нас, его в своих интересах уже используют другие. Недавно в Чеченской Республике вышел обширный труд под названием «Чеченское оружие». Эта работа задела за живое дагестанских экспертов по старинному оружию. По их словам, многие достижения дагестанских оружейников в ней приписаны нашим соседям. Так что если мы уже сейчас не оценим всю серьезность ситуации, то рискуем потерять не только уникальные образцы огнестрельного оружия, но и лишиться части своей истории.