О том, что порт защищен двумя стенами (молами), которые сложены из камней, скрепленных влитым между ними расплавленным оловом, пишет автор XII века Ад-Эдризи.
Все эти сведения древних авторов недвусмысленно свидетельствуют, что морские стены и строились и использовались не только как препятствие для обхода города по мелководью вдоль берега, но и как молы для создания искусственной гавани, тем более что Дербент в средние века был крупнейшим портом на Каспийском море. Однако сопоставляя остатки стен, старые рисунки Дербента и описания древних авторов, некоторые современные исследователи склонны считать, что роль стен в основном ограничивалась задачей защищать Дербентский проход, а длина участков стен, находившихся в тот или иной период в воде, зависела лишь от уровня Каспия в данное время.
Такой подход к роли морских стен приводит к двум крайностям — одни исследователи чрезмерно продвигают в сторону цитадели береговую линию, характерную для прошлого, другие, наоборот, отодвигают ее слишком далеко в море.
Сторонники первой точки зрения (Эйхвальд, Н. Ханыков и другие) считают, что во время строительства Дербентской крепости уровень моря был очень высоким. Поэтому морскую стену, которую описывают древние авторы, они предлагают искать на суше, отождествляя ее с прибрежными участками городских стен.
Существует и прямо противоположная точка зрения, согласно которой на дне моря скрыты остатки стен, которые в VI в. строились на суше, причем сообщения авторов IX- XII вв. о морских стенах предлагается рассматривать как описания уже затопленной к тому времени части крепостных стен.
Л. Н. Гумилев в 1961 г. с аквалангом обследовал остатки дербентских стен на дне моря. Он описал конфигурацию, размеры и строительные детали остатков обнаруженной им морской стены (на продолжении северной городской стены). На дне моря стена сохранилась в виде развала (длина 300 м, ширина до 70 м), состоящего из обработанных, правильных по 126 форме каменных плит. По мнению Л. Н. Гумилева, обследованная им в море стена находилась в VI в. (при строительстве Дербентской крепости) на суше.
Однако на суше городские стены Дербента строили с забутовкой, а тесаными были лишь облицовочные камни. В воде же, видимо, вся стена должна была строиться из больших, хорошо подогнанных друг к другу квадров. Поэтому если бы обнаруженная на дне моря стена строилась на суше, то в развале должно было быть во много раз больше необработанного камня от забутовки, чем правильных плит облицовки.
Дальнейшие исследования остатков стен на дне моря помогут уточнить конфигурацию, протяженность, конструкцию и способ возведения морских стен Дербента, которые выполняли две основные функции: оборонительную (препятствовали обходу города вдоль берега по мелководью) и навигационную (создавали гавань для стоянки судов). Учитывая роль Дербента в торговле на Каспии в средние века, можно с большой долей вероятности считать, что городские стены (или одна стена) были специально продолжены в море в качестве мола, а не были лишь впоследствии затоплены водой.