Баладзори IХв. сообщает: «Касра Ануширван построил город ал Баб-у-ал-абуаб, который был назван Абуаб потому, что он был построен вдоль дороги на горе». Дальше Баладзори пишет, что стена в районе Дербента была выстроена из камня, что она укрепила границу Персии против хазар, «проведена до вершин гор и продолжена в море на 3 мили».
Ибн-Хордаубе 1Хв. сообщает, что Ковад Ануширван построил Дербент и «360 замков и укреплений в горных ущельях».
Ибн ал-Факих Хв. сообщает о строительстве «360 замков, тянувшихся до Баб-аллан», и отмечает, что «из них 110 замков во владении мусульман до земель Табарсеран, а остальные находятся в землях Фелан и Сахиб-ас-Серира до Баб-аллан». Ещё ибн-ал-Факих пишет, «Баб-ул-Абваб стена, которую построил Ануширван…один конец её вдаётся в море, а противоположный морю конец выведен до такого места, где ничего не поделаешь против неё и тянется она на 7 фарсахов до лесистой и обрывистой горы, через которую не пройдёшь. Построена она из четырёхугольного тёсанного камня. На протяжении этих 7 фарсахов устроено 7 проходов, у каждого из этих проходов город, и живут в них персидские воины…Над каждым проходом привешены ворота».
Автор Хв. Масуди сообщает: «Ануширван построил знаменитую стену, которая с одной стороны вдаётся в море почти на одну мили от берега, а с другой возвышается на обрывистых вершинах гор и спускается в глубокие ущелья, на длину 40 фарсахов и достигает укреплённого места, называемого Табарестан. На расстоянии почти 3 мили «на важных местах стены, он построил железные ворота, около которых он поселил племя, на которое была возложена охрана ворот и стены, примыкающих к горам Кабх, от нападения народов каковы хазары, аланы, турки, сериры и иные племена кяфиров«.
О переселённых воинах из Персии в район горной стены, охранявших границу империи от нападения северных народов, ибн Хордадбеха сообщает, что во времена арабов вдоль стены было 13 крепостей, а Ал-Истархи-географ Хв., составивший карту Каспийского моря, говорит о 14 крепостях, в которых «живут мусульмане, говорящие по-арабски, приставленные для охраны этих дорог, по которым ходят хазары в земли исламские».
В хронике Дербент-наме отмечено: «Абу-Джафар- Мансур (халиф) вызвал к себе Езида (правителя Дербента) и спросил его: «О, сын Асада! Как обезопасить мусульман Дербента от хазарских покушений?» Езид, сын Асада, ответил на это: «Укрепления, окружающие Дербент, лежат в руинах. Если возобновить их и снабдить населением окрестные крепости, то хазары будут безопасны для Дербента».
Но в IX-X вв. роль этой длинной стены начинает утрачиваться, в связи с тем, что Хазарский каганат, защитой от нападений которого она являлась, теряет свою мощь и былую силу, а Дербент становится самостоятельным феодальным образованием — Дербентский эмират. Даг-бары, поражавшая ранее взоры, оказывается ненужной и постепенно разваливается, а основными среди фортификационных строений становятся цитадель с городскими стенами. Теперь же авторы о ней говорят лишь, как о «.. .стене, уходящей в горы», называя сам город — главным творением Хосрова Ануширвана.
Европейские путешественники, в разное время вплоть до XVIIB. посещавшие г. Дербент, никаких сведений о состоянии горной стены Даг-Бары не оставляли. Информация о ней появляется лишь в 1638г. в описании немецкого путешественника Адама Олеария: «Повыше города через горы, лесистые здесь, построена стена, толщиною в 3 фута в сторону Понта (Чёрного моря). В иных местах она вся срыта, в других стояли ещё остатки её высотою с колено или даже в рост человека. Нужно удивляться, сколько труда пошло на обработку камня и складывания этой стены».
О ней же упоминал декабрист А. А. Бестужев — Марлинский, сосланный в Дербент: «За Джалганским хребтом стена находится в полуразрушенном состоянии, во многих местах, сбросив с чела зубчатую корону бойниц, она ещё гордо вздымается над нарядом деревьев, её осаждающих отовсюду,… но верх стены, даже с целыми бойницами, всегда увенчан кустарником…»
На данный момент Даг-бары представляет cобой разрушенные руины, о её былой надёжности рассказывают нам лишь различные письменные источники, описания и чертежи путешественников. Один из них Федот Котов, так цитирует местные предания: «От того города Дербента стена была каменная через горы в Чёрное море». Но это явное преувеличение.
Стена из местного ракушечника сложена крупными блоками по той же методике, что стены цитадели, по всей своей длине состоя из системы фортов и полуфортов.
Некоторые данные о фортах представлены Александром Александровичем Бестужевым Марлинским: «Эти форты разной величины — от 120 до 80 шагов длиною, шириною всегда менее, иногда с четырьмя круглыми наугольными башнями, иногда с шестью». О стене говорят арабские авторы: » …тянется на 7 фарсахов (1фар.= 6-7км) по лесистой местности и обрывистой горе, через которую не пройдёшь». Березин же описывает её так: «Эта стена тянется с некоторыми интервалами, произведенными рукою времени, (т. е. подверглось разрушению) по Табасаранской долине, на пространстве десяти верст, потом поднимается по холмам и исчезает в дальней синеве гор… Странные извилины стены происходят от местного направления гор: всех укреплений на этом пространстве, составляющей по прямой черте 80 вёрст, сохранилось 43».
Недалеко от Даг-бары были расположены поселения, охранявшие основные пути к городу, которые сохранились и на современный период. Существуют легенды, повествующие о народе, населявшем эти поселения. В одной из них говорится, что «устроитель дербенсткой стены Хосров Ануширван построил дивную стену и повесил на ней железные ворота, поручив охрану их воинам из своего племени (персов)». В связи с чем, интересно сообщение ал-Истархи: «И живут в них люди из Мосула, Дияр-Рабия и Сирии. Они известны под именем этих племён и арабский язык сохраняется из рода в род. Над ними нет никакого начальника, и они наблюдают над Баб аль- Абвабом». Ибн ал-Азрак, встретивший в своей поездке в Дербент местных арабов, отмечает, что они жили в двух небольших городках посреди гор, что сохранили они свои традиции и язык и пользовались благосклонностью среди дербентских эмиров. Одно из этих поселений Пир-Демешк (святое место Дамаск), находившееся примерно в 2-х км от города, было заброшено в ХГХв. из-за эпидемии чумы. Но здесь сохранились развалины домов, саркофаги кладбища, а также бьющий и сейчас ключом родник.
Горная стена Даг-бары, которую по праву называют Великой Кавказской стеной, составлявшая грандиозную оборонительную стену, защищала народы Закавказья и Передней Азии от набегов воинственных кочевников; в настоящее время сохранилась на 2Q-30%. Это участок у селения Митаги и небольшие участкйРселений Камах, Зидьян, Бильгади, Хапиль. Поражавшее ранее, чудо древности, утратило своё былое величие, но осталось в веках, как удивительный памятник военно-фортификационного мастерства.