Дербент в XIX веке, развитие города

Во время правления на Кавказе А. П. Ермолова Дербент становится центром военных действий в Дагестане и местом пребывания русского гарнизона. Город начинает застраиваться. Увеличивается его население. В 1824 г. в городе было 1818 домов и насчитывалось 11 060 жителей. Имелись 2 русские и 1 армянская церкви, 15 мечетей, 79 ремесленных мастерских, 511 лавок, 3 бани.

Стремясь превратить военные лагеря в оседлые населенные пункты и закрепить на Кавказе русских поселенцев, Ермолов создает при полковых штаб-квартирах специальные роты, состоящие из женатых солдат. В результате появились особые солдатские слободы. В Дербенте такая слобода образовалась в районе Кефарских высот за пределами городской стены (севернее цитадели).

Дербентская крепость и ворота Баят-капы
Дербентская крепость и ворота Баят-капы

Интересно отметить, что эти первые новые жилые кварталы, возникшие после окончательного присоединения Дербента к России, были созданы за пределами города. Возникла возможность параллельного развития двух городов — старого (восточного) и нового, европейского (русского), как это случилось во многих других городах Восточного Кавказа и Средней Азии. Однако в Дербенте дальнейшее развитие города пошло по пути если не слияния, то органичного взаимодействия старого и русского города, что было предопределено перенесением нового строительства в пределы городских стен и развитием города в сторону моря. По-видимому, на это повлияло и то обстоятельство, что расположенные за пределами городских стен Дербента на Кефарских высотах казармы и жилые дома женатых солдат были сожжены Кази- муллой, осадившим город в 1831 г.

Процесс развития города в XIX в. оказался сложным, так как в ходе разработки плана расширения Дербента боролись три основные тенденции: во-первых, сохранение старого города Дербента и создание в Дубарах (нижней части города) нового района; во-вторых, создание нового района за пределами городских стен; в-третьих, коренная перепланировка старого города.

Уже в 1811 г. военным инженером Карповым был создан генеральный план развития города, по которому предлагалось полностью сохранить старую часть города, а в Дубарах создать новый район с регулярной планировкой: три продольные улицы и шесть поперечных (одна из них криволинейная в плане, так как шла вдоль сохраняемой поперечной стены). В верхней части Дубаров создавалась обширная квадратная в плане главная площадь, а на берегу моря — укрепления для гарнизона. Предполагались и отдельные работы в старой части города, не менявшие общую структуру ее планировки и застройки.

Проект Карпова был составлен в дербентской инженерной команде человеком, хорошо знакомым с городом и видевшим реальные возможности его развития. В течение нескольких лет при строительстве в городе руководствовались этим проектом.

Однако затем руководство разработкой генерального плана перешло в руки Ермолова, который, побывав в Дербенте в 1820 и 1824 гг., дал приказание разрабатывать проект с учетом расширения улиц старого города и создания там площадей. Уже в 1824 г. был утвержден новый проект города, по которому предполагалось коренным образом изменить всю планировку старого города. Сложная система криволинейных улиц с тупиковыми ответвлениями заменялась жесткой прямоугольной сеткой. Сохранялась лишь одна старая поперечная улица, идущая от ворот Кырхляр-капы к воротам III. От этой улицы и до еврейского магала (появившегося в начале XIX в. в верхней части Дубаров у южной стены) территория города делилась тремя продольными и шестью поперечными улицами на одинаковые прямоугольные кварталы.

Общий вид Дербента в 1638 г. Гравюра из книги А. Олеария
Общий вид Дербента в 1638 г.
Гравюра из книги А. Олеария

По этому проекту сразу же развернулись работы. Была снесена поперечная стена и на ее месте создана главная площадь. От этой площади на запад (в сторону цитадели) началась прокладка через старые кварталы центральной продольной улицы. Расширялась старая поперечная улица. Эти две главные улицы застраивались домами зажиточных горожан. Бедных жителей из сносимых при реконструкции города домов переселяли в предместье, а богатым предоставлялась возможность строить дома и торговые лавки во вновь застраиваемых Дубарах, причем строительство предлагалось вести по «образцовым» проектам. К югу от города, на месте бывшего ханского сада, создавалось предместье, а в Дубарах был разбит городской сад. Чтобы поощрить жителей к сносу ветхих строений на месте прокладываемых улиц, у них покупали камень с разбираемых старых домов для строительства штаб-квартиры Куринского полка.

Работы по проекту 1824 г. велись как бы в двух основных направлениях. К югу от главной площади строились новые кварталы, к северу от нее — реконструировались старые. Вскоре, однако, стало ясно, что, реальный для нижней части города, этот генеральный план был явно не реальным для старой части, которую предлагалось совершенно перестроить.

В результате, хотя по проекту 1824 г. были проведены в городе большие работы, планировка города за двадцать лет изменилась очень мало. Сохранившийся план города 1845 г. свидетельствует, что нижняя часть города (Дубары) осталась фактически незастроенной, была расширена старая поперечная улица — Базарная (ныне ул. Крупской), была почти закончена пробивка в старом городе центральной продольной улицы — Ермоловской (ныне ул. Кази Мамеда) от главной площади до этой поперечной улицы. Хотя старый (восточный) и новый (русский) город сосуществовали в Дербенте в пределах древней территории города, однако во взаимосвязи их планировочной структуры проявились и общие черты взаимоотношения старого и русского города в колониальных восточных окраинах России. Дербент рассматривался колониальной администрацией как военный оплот в Дагестане, народы которого в XIX в. долгие годы вели вооруженную борьбу с царскими войсками. В этих условиях для военного гарнизона Дербента важно было обеспечить контроль за положением в кварталах старого города.

С запада над старым городом господствовала занятая гарнизоном цитадель. Часть дербентского гарнизона располагалась в Дубарах, где были выстроены специально для этой цели предназначенные здания. Пробитая со стороны Дубаров в глубь старого города прямая Ермоловская улица давала возможность русскому гарнизону контролировать положение в старом городе, быстро вводить туда в случае восстания воинские части. В дальнейшем, по мере того как обстановка нор- мализовывалась, а старая и русская части города налаживали между собой экономические связи, пробитая из стратегических соображений улица стала важной артерией, связывавшей хозяйственную и культурную жизнь двух частей города. Ермоловская улица, пробивка которой была закончена в 1849 г., превращается фактически в одну из основных улиц города. Она соединила главную площадь с поперечной Базарной улицей. Позднее на пересечении Ермоловской и Базарной улиц были возведены парадные Ермоловские ворота в виде перекинутой через Ермоловскую улицу триумфальной арки. В формах этого сооружения как бы переплетались между собой традиции местной архитектуры и принесенных в город приемов классики — стрельчатый арочный проем обрамлен полуциркульной нишей.

Ермоловские ворота воспринимались как монумент завоевательной политики царизма и после установления в Дагестане Советской власти были снесены.

В 1840 г. Дербент стал уездным, а в 1846 г. — губернским городом. В 1842 г. в нем насчитывалось 11 708 жителей, 1800 домов, 15 мечетей (кроме Джума-мечети). Старая (мусульманская) часть города делилась в это время на девять магалов, кроме того, имелись отдельные армянский и еврейские магалы, солдатская слободка и предместье.

В 1848 г. в Дербенте было устроено два общественных сада.

Быстрое развитие города, начиная с 40-х гг. XIX в., было связано с его значением как центра Дербентской губернии, но главным образом оно зависело от благоприятной экономической конъюнктуры. Дело в том, что с 40-х гг. прошлого века в районе Дербента бурно развивалось мареноводство (марена — растение, из которого получают краситель). Русские текстильные фабриканты вкладывали крупные капиталы в производство марены, так как дербентская марена была значительно дешевле, чем экспортировавшаяся из-за границы. Дербент становился процветающим торговым центром. Это отразилось и на благоустройстве города. Губернатором была учреждена даже специальная должность архитектора, который ведал строительством в городе и губернии.

К концу 1850-х гг. в пределах городских стен уже не оставалось места для нового строительства, то есть застройка нижней части города по проекту 1824 г. была завершена.

Время показало, что во многом прав был Карпов, когда в 1811 г. он предлагал создать новый жилой район в Дубарах, не перестраивая старый город. Вместе с тем проект 1824 г. имел свои преимущества. Расположение главной площади на границе между старым и новым районами, а также частичная реконструкция примыкавшей к ней части старого города привели к тому, что в Дербенте исчезла резкая граница между старым и новым городом. Прямые продольные улицы из Дубаров продолжаются и в старом городе, постепенно становясь более узкими и извилистыми. Местами были расширены и частично спрямлены и некоторые улицы верхней части города.

Хотя попытка создать к югу от города самостоятельное предместье («форштадт») и не оправдала себя, однако она определила направление дальнейшего расширения территории города, что и было закреплено в утвержденном в 1859 г. третьем проекте расширения и благоустройства Дербента. По этому проекту развитие города предусматривалось на юг, за пределы городской стены. Новый район был распланирован на прямоугольные кварталы по восемь усадеб в каждом. Широкие, направленные в сторону моря улицы должны были способствовать проветриванию города во время летних жарких месяцев, когда утром и вечером дуют бризы (от моря к горам и обратно). В южной городской стене было сделано несколько проломов, соединивших новый район с нижней частью города.

Процветание города длилось недолго. В 1860 г. была образована Дагестанская область, административный центр которой перенесен в Темир-Хан-Шуру (ныне г. Буйнакск). В 1860-х гг. была упразднена и Дербентская крепость, в связи с чем из цитадели был выведен гарнизон. Но главная причина замедления темпов развития города объяснялась острым кризисом мареноводства в районе Дербента в 70-х гг. прошлого века в связи с заменой марены в текстильной промышленности химическими красителями. Оказались не осуществленными и многие проекты, связанные с маренной лихорадкой, в частности проект создания порта.

Джума мечеть и панорама ДербентаВо второй половине XIX в. Дербент состоял из двух основных частей — мусульманской и европейской. Старая (мусульманская) часть города, примыкавшая к цитадели, делилась на девять магалов и в основном сохраняла прежнюю планировку- здесь было лишь две прямые улицы: одна продольная- Ермоловская и одна поперечная — Базарная. Новая (европейская) часть города, занимавшая пространство бывшего района Дубаров и продолжавшаяся на юг за пределы крепостной стены, имела правильную регулярную планировку с широкими улицами и площадями.

Административный и торговый центр находился в районе стыка старого и нового города.

В связи с этим интересно еще раз вернуться к вопросу об изменении места расположения торгового центра Дербента. Как уже отмечалось выше, в средние века, с утратой порта и постепенным сокращением площади застроенной территории города, торговый центр перемещался на запад — в сторону цитадели. Затем, в связи с начавшимся в XVII в. расширением застроенной территории города, торговый центр переместился на восток, сначала (в конце XVIII века) в район ворот Кырхляр-капы, а затем (во второй половине XIX в.) в район главной площади.

Изменение роли этого нового общегородского центра Дербента в застройке города хорошо видно при сравнении двух сделанных почти с одной и той же точки зрения рисунков общего вида Дербента.

На сделанном в 1849 г. художником В. Тиммом рисунке район главной площади показан еще только начинающим застраиваться одноэтажными зданиями. А на опубликованном Б. А. Дорном (1861) — показан уже сформировавшийся центр с крупными каменными строениями и собором, ставшим высотной доминантой города.

Самая нижняя (ближайшая к морю) часть города оставалась во второй половине XIX в. почти незастроенной — здесь выше остатков земляного петровского укрепления размещались постройки военного гарнизона (госпиталь и др.).

В 1893 г. в городе насчитывалось 14412 жителей. В 1895 г. в Дербенте было введено городское самоуправление, что способствовало оживлению работ по благоустройству города (мощение улиц и т. д.). С 1898 г. в городе была вновь учреждена должность городского архитектора, но уже не губернского масштаба.

После сооружения железной дороги (в 1898 г. Петровск — Дербент, в 1899 г. Дербент — Баку) Дербент становится крупной железнодорожной станцией. Дорога проходит вблизи берега моря. Здесь же сооружается депо и вокзал. Начинает быстро застраиваться прибрежная территория города. Сюда перемещается часть экономической жизни города, и создается свой торговый центр. Город, как и в первые века своего существования, все больше поворачивается лицом к морю. Этот процесс продолжался и в дальнейшем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector