Культовые сооружения — Джума-мечеть — главная мечеть

Джума-мечеть, хотя и не воспринималась как объем даже с ближайших точек зрения, в то же время своим куполом господствовала над рядовой застройкой. Если минарет цитадели венчал общую композицию города, то купол Джума-мечети безусловно был главным элементом силуэта собственно города. Оценивая роль отдельного сооружения в силуэте восточного города, необходимо учитывать особые условия создания силуэта при застройке с плоскими крышами.

Дом Ханукаева Кронштейн балкона
Дом Ханукаева. Кронштейн балкона.

В таких условиях любое объемное покрытие играет роль композиционного акцента в силуэте города. В Дербенте над рядовой застройкой с плоскими крышами возвышались лишь минареты и купола мечетей. Причем особенно четко силуэт города воспринимался при подъезде к нему с севера или с юга. Крепостные стены, башни которых имеют одинаковую высоту со стенами, скрывали большую часть рядовой застройки. Над лентой стен возвышались редкие минареты и небольшие купола магальных мечетей. По сравнению с ними купол Джума мечети Дербента казался огромным, парящим над городом. Виртуальный тур по Джума мечети.

Сильное впечатление производит интерьер мечети. Он поражает своей грандиозностью, величием куполов и сводов, лесом колонн, все время меняющимися (по мере движения) композициями накладывающихся друг на друга и уходящих в перспективу аркад. Даже в знойный летний день в мечети царит полумрак и прохлада. Кирпичные своды, побеленные стены и столбы, каменные плиты пола, покрытого яркими коврами, — такой цветовой колорит еще больше подчеркивает монументальную торжественность интерьера этого одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.

Архитектурные формы здания медресе и ворот комплекса Джума-мечети характерны для дербентской архитектурной школы XVII — начала XIX в. Для построек этого времени характерно широкое использование местного камня, ракушечника, не только в качестве строительного материала кладки стен и перекрытий, но и для изготовления фигурных архитектурных деталей. В этот период были выработаны характерная форма арочного портала, своеобразный профиль в виде выкружки с полуовалом (чаще всего применявшийся в пятах арок), прием завершения стрельчатого по форме проема фигурными камнями и др.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector